Игры с песком в младшей группе. Как разнообразить игры с песком Песочные игры в детском саду

Песочные художества

Цель : развивать мелкую моторику.

Сделайте большой конус из картона, оставив небольшое отверстие в его вершине и привяжите к его краям веревочки. На этих веревочках он будет свисать с края стола или полки. Под ним поставьте большой поднос, застеленный бумагой. Заткните пальцем отверстие и заполните конус песком. Теперь ребенок может, слегка раскачивая конус над бумагой делать песочные узоры. В любой момент, он может остановить струйку, поднеся к конусу подготовленную заранее чашку. Позвольте ребенку понаблюдать, как сыплется песок, образуя горку, и скоро он сам начнет раскачивать конус, когда ему надоест просто смотреть.

Здравствуй, песок!

Цель: снизить психофизическое напряжение, закрепить знания о свойствах песка.

Воспитатель просит детей поздороваться с песком разными способами, не повторяя действий другого:

— дотронуться до песка пальцами поочередно одной, потом другой руки, затем двух рук одновременно;

— сначала легко, потом с напряжением сжать кулачки с песком и медленно высыпать его в песочницу;

— дотронуться до песка всей ладошкой;

— перетереть песок между ладонями.

Затем дети описывают, какие ощущения у них возникли: тепло, холодно, песок шершавый, влажный, сухой и т.д.

Маленький исследователь

Цель : познакомить с компонентом неживой природы — сухим песком.

Дети рассматривают небольшую горсть сухого песка на листе белой или черной бумаги. Воспитатель предлагает рассмотреть песок через лупу, потрогать его. Затем задает детям вопросы (можно усложнить задание):

— Какого цвета песок? (Можно предложить детям выбрать из коробки с цветными карандашами соответствующие цвета.)

— Расскажите о песчинке (можно с детьми придумать несколько сказок о песке и песчинках).

— Легко ли сыплется песок? Показать детям и дать возможность пересыпать горсть песка с листа на лист, из ладони в формочку и т.д.

Узоры на песке

Цели : развивать творческое воображение, закреплять сенсорные эталоны.

Воспитатель показывает детям, чем и как можно рисовать на песке: кисточкой, палочкой, пальцем, струйкой воды, можно выкладывать узоры камешками, пуговицами.

Воспитатель. Давайте нарисуем на песке цветы струйкой воды.

Из маленькой леечки дети поливают песок, образуя лепестки, середину, стебель, листья. Воспитатель предлагает сюжеты и помогает детям рисовать на песке разными способами.

Песочный дождик

Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабление.

Воспитатель в образе «песочной феи»: в колпаке с золотистым узором, с ведерком, разными формочками.

Песочная фея . Моя страна вся из песка, в ней может идти необычный песочный дождь и дуть песочный ветер. Давайте посмотрим, как это происходит.

Дети постепенно, убыстряя темп, ссыпают песок из своего кулачка в песочницу, в формочку, на свою ладонь, на ладонь взрослого.

Дети сидят с закрытыми глазами, положив ладошки на лист с песком. Воспитатель сыплет песок на какой-нибудь палец, а ребенок называет его. Воспитатель играет с каждым ребенком.

Отпечатки

Цель: научить выполнять действия в соответствии с устной инструкцией.

Используются формочки, изображающие животных, цветы, транспорт, геометрические фигуры и т.д. Воспитатель и дети по очереди делают отпечатки на мокром песке. Затем каждый ребенок, следуя словесной инструкции, изготавливает серию отпечатков, комментируя процесс: «Возьму формочку с машинкой, наберу песок, постучу, переверну».

Подсказки

Цель : обучить порядковому счету.

Воспитатель делает несколько куличиков из песка, в одном из которых спрятана игрушка.

Воспитатель (подсказывает). Игрушка в пятом куличике. Игрушка между третьим и пятым куличиком.

Тем самым воспитатель стимулирует ребенка считать и искать игрушку. Игра проводится с каждым из детей.

Вылечи букву

Цель: изучать с детьми буквы, знакомить с их написанием.

Воспитатель показывает детям буквы алфавита, потом рисует их на песке и стирает какую-то часть. Предлагает каждому из детей «вылечить» какую-либо букву, дорисовать недостающую часть.

От года до трёх лет

Есть самые простые игры с песком для малышей:

  • Пересыпать сухой песок из одной емкости в другую.
  • Рисовать палочкой или пальчиком на сухом и мокром песке.
  • Делать горки, сгребая песок ладошками в направлении друг к другу.
  • Перетирать чистый песок между ладошками (это занятие активирует умственную деятельность).
  • Погружать пальчик в сырой и сухой песок и наблюдать за тем, что происходит с отверстиями.

Археология

Закопайте игрушку (ребенок не знает какую). В процессе раскопок, по открывающимся частям ребенок должен догадаться, что там спрятано.

Прятки

Можно также спрятать игрушки или формочки и попросить ребенка найти их, очертив место поисков.

Дорожки из песке

Покажите ребенку, как набрать в горсть сухой песок и медленно высыпать его, создавая разные формы, например, дорожки (к домику зайчика или медвежонка).

Топчем дорожки

Вместе с малышом пошагайте по песку, оставляя следы, приговаривая: «Большие ноги шли по дороге: То-о-п, то-о-п, то-о-п. Маленькие ножки бежали по дорожке: Топ-топ-топ! Топ! Топ-топ-топ! Топ!»

Можно изменять эту игру, изображая того, кто может оставлять большие и маленькие следы: например, медведь и белочка.

Норки для мышки

Выкопайте вместе с ребенком небольшие ямки-норки. Затем озвучьте игрушку, например, мышку-норушку. Пусть она, пролезая в норку, пищит и хвалит малыша за такой замечательный домик.

Аппликации на песке

Нарисуйте на песке что-нибудь простое – солнышко, елочку, человечка. И предложите малышу выложить контуры рисунка камешками, маленькими палочками, тонкой травкой.

Кладоискатели

Очертите на песке небольшую площадку и закопайте на ней несколько монеток. Дайте малышу ситечко, и пускай он просеивает песок, отыскивая «сокровища».

Пальчиковые прятки

Закопайте ручки ребенка в песочек и ищите пальчики по именам.

Пальчик-машинка

Для развития моторики можно нарисовать на песке дорожку и попросить малыша проехать по ней пальчиком, не «съехав на обочину».

От трёх лет

Очень любят дети играть одновременно с песком и водой. Не лишайте их этого удовольствия, разрешите покопаться рядом с лужей. Из мокрого песка можно делать не только дворцы, но и машины, корабли, различные фигурки-скульптурки, украшая их камешками, стеклышками, цветами, травой. При этом не забывайте хвалить ребенка и радоваться его успехам.

Подуй

Порисовать можно на сухом песке с помощью коктейльной трубочки, дуя в неё.

Цветные заборчики

Возьмите с собой на прогулку цветные счетные палочки. Попросите ребенка построить из них забор. Для начала пусть он будет синим, потом можно усложнить задание, попросив чередовать палочки разного цвета.

Когда ребенку надоест это занятие, за забором можно кого-нибудь прятать. Или катать вдоль него грузовик.

Во саду ли, в огороде

Вынесите из дома пластмассовые овощи и фрукты и предложите ребенку посадить сад и огород. Территорию следует предварительно очертить.

Можно продолжить игру, описывая каждый фрукт и овощ по форме, цвету и вкусу.

Детские секретики

Ребенок вместе со взрослым чертит карту-схему с условными изображениями дерева, реки, гор, леса, домов и строит по данной схеме песочную картину. Потом попросите ребенка отвернуться, а в это время спрячьте секретики на различных участках картины. На карте-схеме в этих местах поставьте точки.

Объясните ребенку, что на его песочной картине надо найти места, которые на схеме обозначены точками. Под песком в этих местах спрятаны секретики.

Игру можно усложнить, если предоставить ребенку возможность спрятать секретики самому и отметить их местонахождение на карте-схеме. Тогда взрослому нужно будет отыскивать их.

Волшебные отпечатки

Разложите все формочки и попросите ребенка отвернуться или закрыть глаза. Тем временем оставьте на ровной песчаной поверхности отпечаток какой-нибудь формочки. Малыш открывает глаза и пытается определить, кто здесь только что побывал, т.е. ищет ту форму, с помощью которой был сделан отпечаток. Можно добавить к пластмассовым формочкам и другие предметы: шишки, камешки, пластиковые стаканчики.

Домики для животных

Нарисуйте на песке несколько «домиков» – кругов, квадратов, треугольников. Расскажите малышу, что рыбки (если они есть в вашем песочном наборе) любят жить в круглых домиках, а, например, краб хочет непременно занять домик квадратный. Задания давайте исходя из наличия у вас игрушечной «живности». Пусть малыш возьмет формочки и сделает в нужных «домиках» соответствующие песчаные фигурки или просто отпечатки формочек.

Задание можно и усложнить попросив поселить зверюшку не в круглый и не в квадратный домик, или в домик без углов, или в домик, у которого четыре угла.

Что следом?

С помощью формочек выложите из песка цветочек, затем рыбку и снова цветочек. Спросите у ребенка, какая фигурка будет следующей. Если это слишком легкое задание для вашего малыша, выложите два цветочка, один слоник и вновь два цветочка. Что следом?

Песочные буковки

В песочнице можно учить буквы, цифры, геометрические фигуры – все, что захочется. Причем буковки можно не только писать палочкой на влажном песке. Их можно лепить из песка и даже выкапывать в песке в виде канавок.

Картотека

игр с песком

Педагог – психолог

Жукова А.А.

2013г.

КАРТОЧКА 1

Цель:

  • развивать тактильное восприятие, мышление, моторику
  • снять эмоциональное напряжение
  • настроить детей на совместную работу.
    Дидактический материал: песочница, фигурки.

Описание задания: Психолог: Здравствуйте. Давайте сделаем отпечатки наших рук на песке. Что вы чувствуете?Какой песок? (холодный, прохладный). Переверните ладошки! А теперь что вы чувствуете? (песок, кажется ещё холоднее). Давайте, подвигаем руками вперед, назад. На песке остались следы, по ладошкам скользят песчинки. А что чувствуешь ты?

Поскользим ладошками по песку – как …? (… машинки, змейки, санки). Зигзагообразно, по кругу. Пройдемся по поверхности песка поочередно каждым пальцем правой и левой рук, после – двумя руками одновременно.

А теперь превратимся в зайчиков; как они любят бегать по песку!

Попробуем!

Сложим два пальчика вместе, пошли. А чьими могут быть эти следы? (собака, волк, кошка, лев). А три пальчика вместе! Кто здесь гулял? (медведь, кабан, слон).

Игра «Откопай разгадку» Разгадка закопана в песок.

Квохчет, кудахчет, детей созывает,

Всех под крылья свои собирает. /курица/

Маленький, серый пушистый комок, В лесу под деревьями скачет: прыг-скок. /заяц/

Голодная мычит, Сытая – жует, Всем ребяткам Молоко дает. /корова/

Днем спит, ночью летает, Прохожих пугает. /сова/

Скачет зверушка, Не рот, а ловушка. Попадут в ловушку и комар и мушка. /лягушка/

Хожу в пушистой шубе, Живу в густом лесу. В лесу на старом дубе орешки я грызу. /белка/

Назовите, кого вы отгадали. (заяц, корова, курица, сова, лягушка, белка).

А теперь мы можем поиграть с этими игрушками. Сочинить сказку и рассказать ее .

КАРТОЧКА 2

Цель:

  • совершенствовать восприятие;
  • развивать умение представлять предметы по их словесному описанию

Дидактический материал: песочница, фигурки.

Описание задания :

Здравствуйте. Давайте нарисуем на песке прямые линии – это дороги. А мы будем шагать по дорожкам.

Сначала правой рукой, затем левой, затем обеими руками вместе.

Сделаем песок ровным и будем рисовать геометрические фигуры пальчиком.

А теперь будем рисовать песком. Набрали песок в кулачок и рисуем круг, медленно высыпая песок из кулачка. (Возможно, сначала просто поучимся медленно высыпать песок из кулачка).

Мы очень старались, у нас уже многое получается. Нарисуйте на песке свое настроение.

Игра «Секретик» .

Взрослый закапывает игрушку в песок, а ребенок на ощупь должен узнать, что спрятано, не раскрывая кулачок.

Игра «Угадай что спрятано».

  • камень (небольшой, твердый, можно стучать, бросать в речку).
  • матрешка
  • самолет
  • змея
  • часы
  • черепаха.

КАРТОЧКА 3

Цель :

  • Стабилизировать эмоциональное состояние
  • Развивать тактильно-кинестетическую чувствительность, мелкую моторику и сенсорное восприятие.

Дидактический материал : песочница, фигурки, 30 счетных палочек (10 красных, 10 синих, 10 зеленых).

Описание задания : Здравствуйте, рада вас видеть.

Давайте спрячем наши руки в песок. Что вы чувствуете? (прохладу).

Пошевелим руками, посмотрите, как двигаются песчинки, медленно вынимаем руки. Если песок остался на ладошках, можно сдуть его.

«Поиграем» пальчиками по поверхности песка, как на клавиатуре пианино. А теперь тоже самое на поверхности стола.

Поставим ладошки ребром и поскользим по поверхности песка, как будто на лыжах едем.

Выровняем песок и представим, что здесь ходил слон. Как он это делал?

Верно, сжали руки в кулачки и оставили отпечатки на песке.

На столе вперемежку лежат счетные палочки. Взрослый просит выбрать синий палочки и построить заборчик синего цвета, затем красный и зеленый. Потом построить один большой забор, чередуя палочки по цвету. Молодцы, получилось!

А что могло быть за этим забором? (дача, лес, животные и другие сюжеты). Давайте придумаем сказку про «Волшебный забор».

КАРТОЧКА 4

Цель :

  • Знакомство с окружающим миром
  • Развитие мышления, речи, моторики
  • Повышать у детей уверенность в себе

Дидактический материал : картинка – сорока или игрушка, муляжи овощей и фруктов, игрушечные деревца, пластмассовые ложечки, песочницы.

Описание задания : Здравствуйте, я рада вас видеть!

А сейчас покажите мне свою правую руку – спрячте её в песок, а теперь – левую руку – спрячте её тоже. Наберите песок в кулачки, поднимите их повыше и медленно сыпьте песок, как «дождик». У вас здорово получается. А вы помните потешку «Сорока-ворона»?

(показываю картинку)

Сорока-ворона кашу варила

Сорока-ворона деток кормила

Этому дала, и этому дала.

И самому маленькому

Из большой миски

Да большой ложкой.

Всех накормила!

Дети проговаривают слова потешки и имитируют действия.

По взмаху волшебной палочки песочницы превращаются в сад и огород.

Давайте посадим сад – дети выставляют игрушечные деревца и огород. После выполнения задания дети рассказывают, что где растет.

«Поднялся наш огород.

Все под солнышком растет.

В огороде много гряд –

Тут и репа и салат.

Тут и свекла и горох.

А картофель разве плох?

Наш зеленый огород

Нас прокормит целый год»

Игра «Узнай по описанию»

Сначала взрослый описывает какой-либо овощ или фрукт, дети должны догадаться, о чем идет речь. А затем ведущим становится кто-либо из детей.

КАРТОЧКА 5

Цель:

  • Развивать внимание, память, умение классифицировать предметы по заданным признакам
  • Снять эмоциональное напряжение

Дидактический материал : фигурки диких животных, игрушечные деревья, домик.

Описание задания : Здравствуйте! Сегодня мы будем с вами строить в песочнице сказочный лес и заселять его дикими животными. (Дети должны выбрать из множества фигурок только диких животных).

А теперь давайте назовем и запомним всех животных в лесу.

Игра «Кого не стало»

Дети закрывают глаза, одно животное убирается; Затем его нужно назвать. Кто угадал, тот становится водящим.

Сочиняем сказочную историю.

Игра «Охотники».

Это - дом, а это - лес. А мы с вами превращаемся в охотников. Вот за этой чертой густой лес, где водятся разные звери. В этот лес и отправляется охотник.

«Я иду в лес на охоту, буду охотиться за … » Здесь он делает шаг по песку средним и указательным пальчиками вперед и говорит: «зайцем» и делает второй шаг: «медведем» и т.д. Победитель тот, кто дошел до леса.

КАРТОЧКА 6

Цель : развивать образное мышление, воображение, речь.

Дидактический материал : Песочницы, фигурки людей и животных, картинки-вывески: шкаф, хлеб, молоко, лекарства, книги, конфеты, молоток.

Описание задания : Доброе утро! А сейчас приготовьте свои ручки для работы. Я буду читать потешку «Андрей-воробей», а вы попробуете выполнить движения пальчиками на песке. Повторить 2-3 раза.

Где делают покупки?

Вы слыхали про покупки?

Про какие про покупки?

Про покупки, про покупки,

Про покупочки мои!

Теперь я вам буду показывать картинки (картинка «шкаф»)

Как может называться магазин, где продается этот предмет? (мебельный)

Когда все вывески рассмотрены, взрослый рассказывает историю о сказочном городе.

Дети произносят волшебные слова «Крибле-крабле-бумс» и начинают строить сказочный город, а по завершению рассказывают о том, что получилось.

Как называется город?

Можешь ли ты объяснить его названия?

Кто в нем живет ?

КАРТОЧКА 7

Цель :

  • Учить детей понимать количественные и качественные соотношения предметов (больше - меньше, выше - ниже, справа - слева).
  • Закреплять знания о геометрических фигурах, учить ориентирование в пространстве.

Дидактический материал : (различные по цвету и величине). Игрушки: змея, еж, камень, коряга. Игрушка принцесса и дракон.

Описание задания : Здравствуйте! В одной сказочной стране жила прекрасная принцесса. Она была доброй и умной. Но этого мало. Она обладала даром всех вокруг делать добрыми и умными. Поэтому все жители этой страны чувствовали себя счастливыми. Это было не по вкусу дракону, живущему по соседству. Задумал он похитить принцессу и отнять у нее бесценный дар. Так и случилось. … Построим, ребята ковер-самолет. Нашу принцессу он точно спасет.

Поверхность песочницы «украшается» различными геометрическими фигурами.

Покажите самый маленький

Покажите самый большой

Назовите фигуры, расположенные внизу, вверху, слева, справа.

Каких цветов фигуры на ковре - самолете?

Какая фигура лежит в центре?

Назови, где находится красный маленький? ...

Игра «змея»

(Дети имитируют движение змеи указательным пальцем или ребром ладони)

«По тропе змея ползла.

Под корягу подползла.

И на камень заползла.

А потом с него сползла.

От ежихи уползла.

По болотцу проползла.

И до норки доползла.

Спряталась!»

КАРТОЧКА 8

Цель :

  • Учить рисовать карты-схемы
  • Развивать мышление, воображение.

Дидактический материал : игрушки, бумага, карандаш, кубики.

Описание задания : Здравствуйте, я рада вас видеть! У меня в руках кубик, и вы тоже возьмите по одному кубику. Приложим кубик к песку, что осталось на песке? (квадрат). Давайте будем двигать кубик, чтобы получились дорожки.

А теперь возьмем бумагу и начертим схему. Что у нас будет на схеме? (дороги, деревья, дома, горы, озеро, лес). Все готово. Мы будем смотреть на схему и сроить картинку на песке.

Игра «Секретик». Детей просят отвернуться и прячут секретики на различных участках, а на схеме ставят крестик. Ребенок должен отыскать секретик следуя карте - схеме. Усложнение: Ребенок сам прячет секретики и отмечает это на схеме, а ищет взрослый.

Обыгрывание сюжета.

У куста растет ромашка.

Под кустом сидит букашка.

Над кустом летает пташка.

На кусте висит рубашка,

Потому что за кустом …

КАРТОЧКА 9

Цель : развивать восприятие, образное мышление, умение действовать в соответствии с планом – схемой.
Дидактический материал : кукла, кукольная мебель, план-схема, мишка, цифры.

Описание задания : Добрый день! Сегодня я уже кое-что закопала в песок, но вы достанете предметы, когда разгадаете загадки.

Четыре брата одним кушаком подпоясаны,

Под одной шляпой стоят. /Стол/

С ногами – без рук, С боками без – ребер, С сиденьем – без живота, Со спиной - без головы. /Кресло/

Полюбуйся, посмотри – Полюс Северный внутри!

Там сверкает снег и лед, Там сама зима живет .

Навсегда нам эту зиму привезли из магазина /холодильник /

Я круглое и гладкое, но не румяное и сладкое,

Глядят в меня, А видят себя. /Зеркало/

Я удобный, очень мягкий. Вам не трудно угадать,

Любят бабушки и внуки Посидеть и полежать. /Диван/

В квартире нашей новый дом , Живет посуда в доме том ,

В нем место есть и для конфет , Он называется . / Буфет /

Да сегодня наша песочница превратилась в новую квартиру для куклы Маши.

У Маши новая квартира

Она и мебель уж купила –

Кровать, шкаф, кресло, стул и стол.

Занес в квартиру грузчик и ушел.

А как же мебель расставлять?

На помощь Мишку надо звать.

Медведь откликнулся на зов.

План начертил и был таков.

Одна опять осталась Маша

И загрустила кукла наша

Поможем мебель ей расставить,

По плану в комнату поставить» * Дети по схеме расставляют мебель. Начинают игру.

КАРТОЧКА 10

Цель : упражнять в группировке диких зверей и домашних животных; развивать внимание, быстроту реакции

Дидактический материал : фигурки животных, песочницы, кисточки.

Описание задания : Здравствуйте!

Игра «Клад»

Взрослый закапывает игрушки в песок, дети осторожно при помощи рук и кисточек должны откопать «клад».

Игра «Охотник и пастух».

Кто такой пастух? Охотник?

Песочницу делим пополам, справа – луг, где пасутся домашние животные, а слева – лес, там живут дикие звери! По сигналу «Ищите» двое детей отбирают фигурки и «поселяют» в лесу и на лугу.

КАРТОЧКА 11

Цель : развивать внимание, наблюдательность, память. Упражнять детей в правильном определении пространственного расположения предметов.


Дидактический материал : петрушка, матрешка и другие игрушки.

Описание задания : Добрый день!

Игра «Вершки и корешки».

Взрослый называет какой-нибудь овощ, а дети быстро отвечают, что в нем съедобное. Если корешки – прячут руки в песок. Ну а если вершки – ставят кулачки на поверхность песка. (морковь, помидор, лук, огурец, редис, репа, кабачок, картофель, свекла, горох)

Дети, к нам в гости пришел петрушка и хочет с вами поиграть. Как мы будем играть? Петрушка расскажи детям. Петрушка раскладывает игрушки в песочнице и задает вопросы:

Где стоит матрешка? (в центре, посередине).

А пирамидка? (слева) и т.д.

Затем взрослый делает перестановки. Петрушка обращается к детям:

Что изменилось здесь?

Усложнение : увеличить количество игрушек.

КАРТОЧКА 12

Цель : развивать тактильное восприятие; учить определять количество слов в словах.

Дидактический материал : мелкие игрушки, картинки цветов, цифры 2, 3, 4.

Описание задания : Здравствуйте! Игра «Сколько у тебя в руках» Ребенку завязывают глаза, ладошки лежат на песке, в них кладут мелкие игрушки; в правую – одну, а в левую несколько. Сжав кулачки, ребенок вслух называет число, а затем проверяет правильность своего ответа.

Сегодня мы превратим песочницу в цветочную клумбу.

На клумбе садим мы цветы, Необычайной красоты. Мы три бороздки проведем. Названия цветов на слоги разобьем!

2 ______________ 2 слога – в верхнюю сажаем,

3 ______________ 3 слога – в центре оставляем.

4 ______________ 4 слога в третью грядку.

Итак, начнем сажать друзья!

2. /Роза, тюльпан, астра, ирис, пион/

3. /Ромашка, василек, гвоздика/

4. /Колокольчик, незабудка, одуванчик/

Опиши цветок. Где его можно чаще встретить? Какие цветы больше всего нравятся тебе?

Сочиним сказку о цветах.

КАРТОЧКА 13

Цель : развивать воображение, творческое мышление, сенсорное восприятие; умение строить в соответствии с планом-схемой.

Дидактический материал : Блоки формы различного цвета, полоски, мелкие игрушки, конверт с письмом, домик, камни.

Описание задания : Добрый день!

Дети, а к нам попало необычное письмо. Сейчас мы его прочтем.

«В океане остров был чудесный,

Никому доселе не известный.

Дома, башни и дворцы.

Возвели строители творцы.

Но черные тучи вокруг набухали,

Солнце закрыли, ветер позвали.

Жители спрятаться все же успели …

Огонь, ураган и дождь налетели.

Разрушили все, только камни одни

Вот что осталось от этой страны … »

Как вы думаете, о чем мечтал человек, нарисовавший письмо?

Что это был за человек?

Ребята, а на обороте есть чертежи сооружений из блоков различной формы и цвета. Давайте произнесем волшебные слова «Крибле – крабле -бумс» и очутимся на сказочном острове, где попробуем построить сооружения по чертежам.

Осуществим мечту человека и поможем жителям этой страны.

КАРТОЧКА 14

Цель : учить ориентироваться в пространстве, развивать мышление, моторику.

Дидактический материал : Домик, машинки, распылитель, песочница, формочки, совочки, ведерко детское.

Описание задания : Здравствуйте! В центре нашей песочницы я поставлю дом. Справа от дома вы выкопаете яму, а слева сделаете гору. Детям предлагается заучить стихотворный текст:

«Ехали мы, ехали, до ямы доехали,

Ехали мы, ехали, до горки доехали,

Ехали мы, ехали, до дома доехали,

Во двор въехали, вот и приехали»

(Имитация движения указательным пальцем) или маленькие машинки.

  • Упражнение «Мокрые ладошки». Покажите мне ладошки, сейчас мы сделаем их влажными, и вы прикоснитесь к поверхности песка. Что произошло? Почему?
  • Игра на влажном песке «Куличики большие и маленькие».

Коллективная игра «Большой кулич» Дети вместе с взрослыми наполняют ведро песком. Делают кулич и украшают его .

КАРТОЧКА 15

Цель : развивать координацию движений, развивать мышление, фонематический слух. Учить сравнивать предметы по количеству, понимать и правильно употреблять слова много – мало, пустой – полный.

Дидактический материал : ведерки по 2 на каждого, 2 чашки, по 1 большой и маленькой ложке, игрушки.

Описание задания : Здравствуйте, я рада вас видеть. В одно ведро насыпьте много песка, а в другое мало. При насыпании песка в ведерки обратить внимание детей на то, когда ведро у них пустое, а когда полное.

Задание. Одновременно двумя руками наполнять ведро.

Упражнение «Чашки». Мы будем измерять, сколько больших и маленьких ложек песка войдет в чашку. Пересчитываем. Рассуждаем почему.

Игра-сказка на влажном песке «Мышка и Мишка». Выкопаем в песке большую пещеру для медведя и маленькую норку для мышонка: «Жили, были Мышка и Мишка. А звали их так …»

За лужайкой для игр оказалась пещера волшебных превращений.

Чтобы попасть туда, нужно выполнить три задания.

Помоги Мышке!

1. Убери 1звук в слове «шарф», чтобы получилось новое слово (шар).

2. Добавь 1 звук к слову «лень», чтобы получилось новое слово (олень).

3. Замени 1 звук в слове «лак», чтобы получилось новое слово.

Мышка в пещере!

Посмотри, в кого она превратилась!

Сколько звуков нужно заменить в слове «мишка», чтобы мышка снова стала мышкой!

КАРТОЧКА 16

Цель : развивать фонематическое восприятие, внимание к звуковой стороне слова. Определять в словах наличие заданных звуков, выделять в словах первый и последний звук

Дидактический материал : игрушечные фигурки, буквы.

Описание задания : Добрый день! Будем играть пальчиками и ладошками (следы на песке)

«Маленькие ножки бежали по дорожке. Большие ноги шли по дороге» (Взрослый рассказывает сказку, по ходу дети выполняют необходимые манипуляции с песком.)

Сказка «Волшебный замок».

«На высокой горе стоял замок. Жила в этом замке волшебная Фея с красивыми и умными сыном и дочерью. Сына звали так, что в его имени звук «С», как его могли звать? А дочку звали, так что в ее имени был звук «Ш», как ее могли звать? Не далеко от доброй Феи жил злой волшебник Орбод. У него был сын в его имени не было ни звука «С» ни звука «Ш», как его могли звать?

В саду доброй Феи во все времена года, росли красивые цветы, гуляли звери и пели птицы. В названии одних животных был звук «С» (собака, сова, лиса, аист). В названии других был звук «З» (коза, заяц, зебра).

В саду злого волшебника Орбода росла только крапива, а дом его охраняли лишь те животные, в названии которых не было ни звука «С» ни звука «З», какие это были животные? (тигр, лев, леопард, шакал).

Еще в саду доброй Феи росла волшебная яблоня, на которой висели крупные сочные яблоки. И тот, кто съедал волшебное яблоко с этой яблони, становился умным и сильным. Но в волшебный замок могли попасть не все, а только те, кто придумывал и называл два волшебных слова. Одно из них должно начинаться со звука «С» другое со звука «Щ». Сыну Орбода очень хотелось попасть в волшебный замок и попробовать волшебных яблок, чтобы стать сильным и умным, но он не мог назвать волшебных слов и поэтому двери замка для него навсегда оказались закрытыми.

А вы можете подобрать такие слова (предметы) со звуками «С» и «Щ». Кто подберет их, тот попадает в волшебный замок.

КАРТОЧКА 17

Цель : развивать мелкую моторику и кисти рук, глазомер

Дидактический материал : разноцветные веревочки, тонкие палочки, песок влажный, формочки.

Описание задания : Добрый день! Дотронемся до песка; Что вы почувствовали? Да, он влажный. Сделаем отпечатки наших рук (можно и ног).

Слегка утрамбует песок, выровняем его и сделаем отпечатки формочек и других разных предметов по 1. Затем формочки необходимо разложить на песке в соответствии с «тенью».

А теперь возьмите палочки и начнем рисовать.

Затем контур рисунка дублируется разноцветными веревочками.


Летние игры с водой и песком для дошкольников

Развлечения летом с песком и с водой для детей дошкольного возраста

Автор: Корелова Ирина Владимировна, педагог - психолог, ДОУ № 5 «Светлячок» города Няндома Архангельской области.
Описание статьи:
Уважаемые коллеги, предлагаю Вашему вниманию статью о летних играх с песком и водой. Материал предназначен для педагогов, родителей и специалистов, работающих с детьми младшего и среднего дошкольного возраста.
В разгаре летняя пора, самое любимое время года наших дорогих детишек. Как много радости оно приносит! У детей масса свободного времени, повышенная любознательность, активность и огромное желание заняться чем – нибудь интересным. А нам, родителям, педагогам очень хочется, чтобы летний оздоровительный период приносил детям здоровье, полноценный отдых и огромный заряд положительных эмоций. В этом случае на помощь приходят игры с песком и водой. Они не требуют особых вложений, но польза от них колоссальная: в эти игры можно играть в солнечную погоду на улице, а в дождливую - в помещении.


М. Ершова
Песочница, песочница,
В песке вся детвора.
Построить домик хочется,
Забавная игра.
Речной песочек, меленький –
Хорош для куличей.
Склонился повар беленький
Над формочкой своей.
А вот Андрюша с Васенькой –
Ребята хоть куда.
Везут в машинах красненьких
Песок туда-сюда.
Бывают столкновения –
Но это не беда.
Ссора – на мгновение,
А дружба навсегда.
Большая настоящая
Кипит работа тут.
И люди работящие
В песочнице растут.

Игры с песком и водой не только доставляют детям удовольствие, но и развивают, знакомят с окружающим миром, благотворно влияют на психику малышей, снимают напряжение, гасят негативные эмоции, тренируют терпение. Для принятия участия в играх с песком и водой требуется широкий спектр приспособлений.
Оборудование для игр с песком:
Чистый песок для песочницы. Это важный момент, желательно, чтобы песочница закрывалась крышкой и в нее не ходили животные. Он не должен быть слишком крупным или слишком мелким. Песком заполняется большая часть песочницы. Лучше, если он будет увлажненным.
Игрушки небольшого размера, можно из под киндеров, хорошо, если в состав войдут человеческие персонажи, домики, животные, машинки, растения, мосты, ворота, естественные предметы: ведерки, стаканчики, совочки, лейки, грабельки, палочки, листочки, формочки, ситечки, камешки, картонки, предметы из разных материалов (дерево, металл, пластмасса, бумага) и многое другое.
Оборудование для игр с водой:
Емкости для воды: стаканчики, бутылочки, тазики, бассейны, предметы из разных материалов, губки, ложки, резиновые игрушки, шарики, мячики и многое другое. Будет весело, если изготовить вместе с детьми кораблики из скорлупок от орехов или кокосов.
Однако, для полноценной игры одного оборудования недостаточно. Для того, чтобы игры были интересными, развивающими нужна идея, эксперимент или сюжет. Вот некоторые игры, которыми Вы можете воспользоваться в работе с детьми.
Игры с песком:
По-скольку сегодня мы говорим о младшем и среднем дошкольном возрасте, то со сложными сюжетами лучше немного повременить, а начать со знакомства с песком и водой .
1.Для начала детям предлагается потрогать песок, пропустить его сквозь пальцы, сдуть с ладошки, рассмотреть песчинки, захватить песок в кулачки и выпустить из руки, как водичку.
2.Потрогать сухой песочек, а затем влажный, предварительно полив его из маленькой леечки. Обратить внимание на то, что сухой песочек сыплется из руки, а влажный нет; сухой песочек светлый, а влажный темный.
Игра «Отпечатки»
Цель: получение первого чувственного опыта.
1.На ровной поверхности песка взрослый и ребенок оставляют следы рук, пальчиков, ног, коленок. В процессе игры можно сравнить отпечатки взрослого и ребенка, вложить руку ребенка в отпечаток взрослого.


2.На ровной поверхности взрослый и ребенок оставляют отпечатки разных предметов: ведерка, лопатки, палочки, листочка и т.д. Когда отпечатков становится много, ребенок должен угадать, какому предмету принадлежит тот или иной отпечаток.
3.Создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук, стопами ног всевозможные причудливые узоры на поверхности песка и попытаться найти сходство полученных узоров с какими-либо объектами окружающего мира (цветочком, солнышком, травинкой, деревом и пр.);
Игра «Найди игрушку»
Цель: развитие тактильных ощущений
1.Взрослый показывает игрушки, которые будет использовать в игре. Далее просит ребенка отвернуться и прячет игрушки в песок. Ребенок поворачивается и отыскивает все игрушки.
2.Взрослый показывает игрушки ребенку, прячет их, а затем просит найти определенную игрушку, ощупывая игрушки под песком. В этой игре можно использовать игрушки – геометрические фигуры.
3.Взрослый и ребенок меняются ролями.
Игра «Я рисую на песке»
Цель: развитие крупной и мелкой моторики, развитие речи.
1.Ребенок рисует пальчиками или палочкой солнышко, тучку, домик, человечка. Все рисунки можно объединить в один сюжет и придумать маленький рассказ.
2.Конкурс «Песочных картин», при этом разрешается украшать свои произведения камушками, палочками, листочками и другим бросовым материалом.
Игра «Напои песочек»
Цель: развитие интереса к работе с песком, опытам.
Сухой песок хорошо впитывает воду, моим ребяткам очень нравится эта игра. Мы проводим ее и на улице и в кабинете. Предложите детям отсыпать из сухого песка большую горку, сделать кулачком углубление в верхней части горки и аккуратненько вливать туда воду тонкой струйкой. В горке образуется еще одно углубление, вода в нем похожа на озерко, которое постепенно впитывается в берега.


Игра «Маленький повар»
Цель: развитие тактильно-кинестетических ощущений, мелкой и крупной моторики.
Увлажните песок при помощи лейки. Предложите ребенку вылепить из мокрого песка разную «выпечку»: пирожки, рогалики, пирожные, тортики. Выпечку можно украсить. Пусть дети угостят кукол, игрушечных зверей. Для этой игры можно использовать формочки.


Игра «Ситечко»
Цель: знакомство с понятиями быстро – медленно, развитие сообразительности.
Для проведения этой игры Вам потребуется сухой песок.
1.Предложите ребенку насыпать в ситечко песок и дайте посмотреть, как он высыпается. Дети это могут делать бесконечно.
2.Предложите ребенку перемешать песок с игрушками, камешками, веточками, а затем достать все, что оказалось в песке при помощи ситечка. Наберите в ситечко песок с игрушками и поднимите, песочек высыплется, а игрушки останутся. На эту тему можно побеседовать (почему песочек убежал, а игрушки остались)
3.Предложите высыпать через ситечко сухой песок, а затем увлажненный. Побеседуйте о том, почему сухой песочек пробежал через ситечко, а сырой нет.
4.Подобные игры можно провести с воронкой. Можно взять 2 воронки: одну большую, другую маленькую и ставить опыты, из какой воронки песочек «выбежит» быстрее.
Игра «Туннель»
Цель: развитие крупной и мелкой моторики.
Дети строят из влажного песка горку, уплотняют ее, а затем делают подкоп с 2-х сторон так, чтобы образовался вход и выход. Через тоннель дети могут провозить маленькие машинки или поезда. Кстати, для поезда можно сделать «железную дорогу» из палочек.
Игра «А у нас сегодня праздник»
Цель: создание эмоционально положительной атмосферы, обучение построению небольшого сюжета.
Дети используют в игре кукол, фигурки животных, разную мелочь для праздника. Попробуйте поиграть с ними в такую игру: дети и животные собрались на праздник. Часть детей собирает игрушечных друзей на праздник, усаживают их в машинки и везут на праздник. Часть детей занимается подготовкой места для праздника: украшают его, пекут пироги, раскладывают по тарелочкам, потом встречают гостей и угощают «выпечкой». В это время можно петь песенки, смеяться, а если есть музыка – даже потанцевать.
Игра «Гусеница»
Цель: развитие мелкой и крупной моторики.
Из влажного песка лепим комочки, как шарики и укладываем один за другим, так получится гусеница. На первом комочке можно сделать глазки и ротик.


Игры с водой
Игра «Кораблики»
Цель: развитие дыхания
1.Нужен таз с водой. В качестве корабликов могут выступать скорлупки от орехов, можно даже сделать парус этому кораблю. Деткам предлагается запустить свой кораблик и дуть на него, чтобы он плыл как по морю, заодно поработаете над дыханием.
2.Пускать кораблики из разного материала: кусочки пенопласта, щепки, травинки, перышки. Можно в процессе игры дуть и делать водоворот руками.
Игра «Рыболов»
Цель: развитие цветовосприятия, умения действовать по просьбе взрослого.
1.Предложите детям тазик с водой, набор для ловли рыбок (удочку и рыбок) и дайте им попробовать поймать свою золотую рыбку. Можно даже на улов загадать желание.
2.Положите в таз разные легкие игрушки, чтобы они плавали на поверхности, и дайте их выловить сачком или ситечком.
3.Бросьте в воду шарики разного цвета и попросите вылавливать шарики по Вашей команде, например: «Поймай красный шарик; красный и желтый шарик; поймай 2 шарика» и т.д.
Игра «Брызгалки»
Цель: развитие меткости, крупной моторики.
1.В этой игре Вам понадобится мишень и бутылка с отверстием в крышке. Детям нужно попасть в мишень струей воды, нажимая на бутылку.
2.Возьмите целлофановый пакет и сделайте в нем маленькие дырочки. Наберите в него воду и начинайте сжимать. Детям понравится смотреть, как из него бегут маленькие струйки воды. То же самое можно сделать и пластиковой бутылкой.
Игры – эксперименты
В ходе экспериментальной деятельности ребенка мы искусственно создаем ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта, во время которого он учится анализировать, совершать какие-то небольшие умозаключения, чем, в свою очередь, стимулирует развитие речи.
1. Дайте детям по маленькой бутылочке с узким и широким горлышком и попросите опустить в воду, пусть они наблюдают, как туда затекает вода, где это происходит быстрее, а где медленнее.
2. Игра «Тонет – не тонет». Вам потребуется таз с водой. Подайте ребенку коробку с разными предметами и предложите бросать в воду по одной. Побеседуйте, почему одни предметы тонут, а другие остаются на поверхности.
3.Предложите детям бросать камушки в миску, почти заполненную водой. Задайте им вопрос: «Вытечет ли вода из миски, если туда набросать камней».
4.Еще один интересный эксперимент: дайте ребенку 2 миски, в одну из них налейте воды, а вторую оставьте пустой. Предложите ребенку губкой «перенести» воду из одной миски в другую. Другой вариант: используйте вместо губки деревянную ложку.
Подводя итог статьи, можно с полной уверенностью говорить о том, что игры с водой и песком оказывают существенное влияние на сохранение эмоционального благополучия ребенка. Они помогают создать хорошее настроение, повышают жизненный тонус, снимают напряжение, агрессию, состояние внутреннего дискомфорта у детей, а также помогают накапливать жизненный опыт и развивают познавательную сферу ребенка. Уважаемые коллеги, родители, надеюсь, что Вам пригодятся предложенные игры в работе с детьми.

Автор: Белашова Татьяна Анатольевна МДАОУ Детский сад общеразвивающего вида №11 МО Кореновский район
Описание работы: данный материал рекомендован воспитателям дошкольных учреждений, которые работают с детьми среднего дошкольного возраста, а также родителям. Данная игра может быть использована в совместной игровой деятельности воспитанников и педагога, а также как часть непосредственно организованного образовательного процесса.
Задачи: Развивать воображение, мышление, прививать способность к анализу, тренировать логику. Учить детей владеть своими руками, развивать мелкую моторику. Воспитывать доброту, инициативу, воспитывать усидчивость и терпение.
Для того что бы ваши занятия проходили успешно, интересно, взрослый должен тщательно к нему подготовиться: подобрать необходимый материал, подготовить подносы с песком, объяснить что рисовать можно пальчиком, палочками, объяснить, что после каждого рисунка поднос следует аккуратно встряхнуть, что бы поверхность опять стала ровной. И конечно нужно знать, что игры с песком должны проводиться под контролем взрослых.

Дидактические игры с песком для дошкольников

Игры на подносе с песком: «Солнышко»
Выучить с детьми считалку. Приготовить поднос с песком. Нарисовать солнышко и семь лучиков.

Утром солнышко проснулось,
Осторожно потянулось,
Лучикам пора вставать –
Раз, два, три, четыре, пять
Можно провести беседу, назови похожие слова на слово «солнце»
Например: Солнечный, солнышко, солнечная, подсолнух. Или на что похоже солнышко?
«Флажок»
Рассказать с детьми стихотворение Агнии Барто « Флажок» Предложить детям нарисовать флажок. Можно нарисовать много флажков.
Горит на солнышке
Флажок,
Как будто я
Огонь зажёг


«Рыбка»
Загадать загадку
В воде она живёт,
Нет клюва, а клюёт


Побеседовать, названия рыб, которые живут в реке или в озере (пресной воде) и рыб которые живут в море или океане (в солёной воде)
Запомнить название рыб: пресноводные рыбы – плотва, пескарь, лещ, щука, карп, сазан, сом.
Морская рыба – это сельдь, палтус, треска, лосось, акула. Можно предложить детям самостоятельно нарисовать разных рыб.
«Цыплята»
Рассказать стихотворение В. Берестова « Цыплята»
Куда-Куда? Куд- куда?
Ну-ка, ну-ка все сюда!
Ну-ка к маме под крыло!
Куд - куда вас понесло!


Беседа. Кто как кричит? Что умеют делать цыплята?
Предложить детям нарисовать двух цыплят, сначала рисуем большой кружок, а сверху маленький туловище и голова. Теперь рисуем ноги,клюв, хвостик.
Можно поиграть в игру « Назови ласково»
Например: Курица – курочка, Гусь – гусёнок, Петух –петушок.
«Котик и козлик»
Рассказать и выучить с детьми стишок В. Жуковского « Котик и козлик»
Там котик усатый,
По садику бродит,
А козлик рогатый
За котиком ходит
Рисуем с детьми сначала котика, а потом козлика. Можно детям задавать вопросы: Чем они похожи? Чем отличаются? Как рисовать котика: нарисовать овал большое, затем сверху круг – это туловище и голова. Теперь рисуем лапки и хвост. А козлика размером побольше – с длинными рогами, маленьким хвостиком.


«Мышка»
Загадать загадку.
Живёт в норке, грызёт корки.
Не большие ножки, боится кошки.
Рисуем мышку. Туловище у мышки овальное, головка вытянутая, длинный хвост. Можно придумать, слова похожи по звучанию на слово «мышка»
(книжка, шишка, мишка)


«Тучка»
Прочитать стихотворение В. Маяковского «Тучкины штучки»
Плыли по небу тучки.
Тучек четыре штучки:
От первой до третьей – люди,
Четвёртая была верблюдик.
К ним, любопытством объятая,
По дороге пристала пятая
От неё в небесном лоне
Разбежались за слоником слоник
И не знаю, спугнула шестая ли,
Тучки взяли все – и растаяли
И следом за ними, гонясь и сжирав
Солнце погналось – жёлтый жираф


«Жук»
Прочитать детя стихотворение
- Жук, жук пожужжи,
Где ты прячешься, скажи?
- Жу, жу,жу,жу
Я на дереве сижу
-Жук, жук, покажись!
Надо мною покружись!
- Жу, жу, жу, жу
Я летаю и кружу.
Напомнить, как рисовать жука. Тело у жука овальное, крылышки сложены, как два полукруга, нарисовать маленькую головку, а теперь дорисуем много лапок. Поговорить с детьми, где можно увидеть жука?


«Осьминог»
Прочитать стих Г. Сапгира
Восемь ног у осьминога
Говорит улитка:
- Много!
Восемь ног ему зачем?
Я б запуталась совсем!
На подносе с песком рисуем осьминога. Для этого сначала нарисуем круг, потом немного стираем низ и выравниваем верхнюю часть, получится шапочка, и рисуем длинные щупальцы.
Можно провести беседу. Где живёт осьминог? А кто ещё живёт в море?
Запоминаем с детьми морских обитателей: рыба, медуза, краб, кальмар, морская звезда.


И так мы можем подвести итог, что такие игры способствуют развитию предметной деятельности (улучшает сенсорное развитие детей), развивает тактильную чувствительность, такие игры учат детей владеть своими руками, тренировать логику.