Поминовение усопших воинов. День праздника Победы

В день Победы в Великой Отечественной Войне 9 мая 2018 года, Русская Православная Церковь поминает усопших воинов и всех пострадавших в 1941–1945 годах – весь небесный бессмертный полк.

9 мая, в 2018 году приходится на пятую седмицу после Пасхи, в последние годы стал особым днем поминовения и активно поддерживается Церковью. Православные особо чтят всех воинов – тех, которые пали на полях сражений или, исполнив свой священный долг перед Отечеством и народом, прожили все время отмерянное им Господом. Редкая семья нашей страны не потеряла кого-то из своих близких в боях, в оккупации и даже в тылу в то страшное время.

Церковь Христова – истинный Бессмертный полк, где живые и погибшие рядом и едины в духе святом.

Ежегодное особое поминовение усопших воинов и всех пострадавших в годы Великой Отечественной Войны установлено определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви в 1994 году. 9 мая во всех православных храмах проходят заупокойные литии и служатся благодарственные молебны Господу за Победу над супостатом. Проходят панихиды и на братских могилах павших, которые устроены на многих кладбищах. Это единственный день поминовения усопших в Церкви, который закреплен в конкретный день - 9 Мая. Остальные дни поминовения переходящие и перемещаются относительно Пасхи или иных дней.

Ранее Церковью был установлен один особый день для поминовения воинов – Дмитриевская родительская суббота. Он был изначально связан с памятью павших на поле Куликовом. Позже в этот день стали поминать не только воинов, но и всех православных христиан. Новая традиция - установление нового поминального дня 9 мая - формируется в наши дни.

9 мая Православная Церковь совершает особое ежегодное поминовение усопших воинов, за веру, Отечество и народ жизнь свою положивших, и всех страдальчески погибших в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Связь между Церковью и воинством существует издавна. На протяжении многовековой истории России иерархи Православной Церкви духовно окормляли воинов и благословляли их на ратный подвиг. Во время войн церковь молилась о даровании побед и Божией помощи русскому воинству.

Важнейший этап развития взаимоотношений Церкви и армии связан с именем Петра I. В результате церковной реформы Православие приобрело статус государственной религии, а в штатах воинских частей появились священники. Поначалу их стали назначать на боевые корабли военно-морского флота, а позже – и в штаты полков сухопутной армии. Корпус военных священников стал органичной частью российской армии и флота.

Военное духовенство делило с армией и флотом все тяготы военной службы, помогало не только религиозному, но и нравственному воспитанию воинов, укреплению патриотизма, верности долгу. В военное время полковые священники проявляли подлинную доблесть, поддерживали дух войск на полях сражений. Нередко бывало, что в критические моменты боя с крестом в руке священники шли впереди солдат, собственным примером увлекая их в атаку.

За четверть века, последовавших после революции 1917 г., советская власть приложила немало усилий, чтобы уничтожить веру и Церковь. Тысячи священников были репрессированы, уничтожались храмы, запрещались богослужения. Однако когда началась Великая Отечественная война, рядом с воинами снова оказались духовные пастыри.

Призванные в ряды Красной армии или пришедшие на помощь партизанам и подпольщикам, они с честью выполнили свой гражданский и христианский долг.

26 июня 1941 г. в Богоявленском соборе митрополит Сергий отслужил молебен "о даровании победы". С этого времени во всех храмах Московской Патриархии, а затем всей страны стали совершаться подобные молебны по специально для них составленным текстам: "Молебен в нашествии супостатов, певаемый в Русской Православной Церкви в дни Отечественной войны".

Кроме того, каждый день, за каждой Литургией в храмах Русской Православной Церкви возносились молитвы о даровании победы над врагом, о благопоспешении нашим воинам, о упокоении тех, кто положил свою жизнь на алтарь грядущей Победы. По приказу немецкого командования, патриотические послания и обращения Митрополита Сергия у людей отбирали, за их хранение карали.

С первых месяцев войны практически все православные приходы начали сбор средств в созданный фонд обороны. Верующие жертвовали не только деньги и облигации, но и изделия (а также лом) из драгоценных и цветных металлов, вещи, обувь, полотно, шерсть и многое другое. На средства, собранные Церковью, были созданы воздушная эскадрилья имени Александра Невского, танковая колонна "Димитрий Донской".

В прифронтовой полосе при храмах существовали убежища для престарелых и детей, а также перевязочные пункты, особенно в период отступления в 1941-1942 гг., когда многие приходы взяли на себя попечение о раненых, оставленных на произвол судьбы.

Участвовало духовенство и в рытье окопов, организации противовоздушной обороны, мобилизуя людей, утешая потерявших родных и кров. В тылу, в сельских местностях, бывали случаи, когда священники после воскресной Литургии призывали верующих вместе с ними выйти на колхозные поля для выполнения срочных хозяйственных работ.

Особенно много священнослужителей трудилось в военных госпиталях.

День Победы - 9 мая 1945 г. – пришелся на Пасхальные дни. Для православных людей пасхальная радость усугублялась радостью долгожданной Победы. Но радость Победы никогда не позволяла верующим людям забывать о молитвенном поминовении усопших воинов – защитников Отечества. Определением Архиерейского Собора Русской Православной церкви (29 ноября – 4 декабря 1994 г.) установлено совершать в День Победы 9 мая особое ежегодное поминовение усопших воинов, за Веру, Отечество и народ жизнь свою положивших, то есть всех пострадавших в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

В этот день совершается благодарственный молебен Господу Богу за дарование Победы в Великой Отечественной войне.

Определением Апхиерейского Собора Русской Православной Церкви от 4 декабря 1994 г. установлено совершать в День Победы – 9 мая особое ежегодное поминовение воинов, за веру, Отечество и народ жизнь свою положивших, и всех страдальчески погибших в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.

Из обращения митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна в честь 50-летия Победы в Великой Отечественной войне:

«Ныне Русская Православная Церковь вместе со всем народом склоняет голову перед памятью воинов Великой Отечественной войны, не щадивших живота своего во имя Отчизны. <…>

Из века в век во всех скорбях и бедах Церковь Русская была со своим народом, окормлляя его любовью, воодушевляя на подвиг во имя Родины, вразумляя пастырским словом, назидая своим богатым духовным опытом. “О вождех и воинах, на поле брани за Отечество живот свой положивших” доныне ежедневно возносятся молитвы в тысячах храмов по всей России. “Во блаженном успении вечный покой” для тех, кто не пощадил жизни своей во имя любимой Родины, не устают молитвенно испрашивать тысячи священников за богослужением.

Без прошлого у народа и государства нет будущего. Здоровая историческая память – залог жизнеспособности нации и крепости державы Российской. Забвение подвигов предков – тяжкий грех, грозящий нравственным одичанием и утратой совести. Так пусь же всем павшим в той страшной войне, доныне назидающим нас своим героическим примером самоотверженности и жертвенности на полях сражений, всегда – отныне и до века – провозглашается в наших сердцах, как в храмах Божиих, вечная память, вечная память, вечная память!..»

9 мая Православная Церковь совершает поминовение воинов, «за веру, Отечество и народ жизнь свою положивших, и всех страдальчески погибших в годы Великой Отечественной войны».
Панихиды по всем погибшим будут совершены сегодня в православных храмах.

Потери нашей страны в фронтовые 1941-1945 годы - самые значительные по сравнению с другими государствами, воевавшими с Третьим Рейхом. Вторая мировая война унесла жизни примерно 26,5 млн. россиян - воинов и гражданских лиц. Всем им сегодня духовенство пропоет "Вечную память", будет молиться об отпущении грехов и вечном упокоении.

Моление о упокоении православных воинов, за веру и Отечество на брани убиенных

Непобедимый, непостижимый и крепкий во бранех Господи Боже наш! Ты, по неисповедимым судьбам Твоим, овому посылаеши Ангела смерти под кровом его, овому на селе, овому на мори, овомуже на поле брани от оружий бранных, изрыгающих страшныя и смертоносныя силы, разрушающия телеса, расторгающия члены и сокрушающия кости ратующих; веруем, яко по Твоему, Господи, премудрому смотрению, такову приемлют смерть защитники веры и Отечества.
Молим Тя, Преблагий Господи, помяни во Царствии Твоем православных воинов, на брани убиенных, и приими их в небесный чертог Твой, яко мучеников изъязвленных, обагренных своею кровию, яко пострадавших за Святую Церковь Твою и за Отечество, еже благословил еси, яко достояние Твое. Молим Тя, приими убо отшедших к Тебе воинов в сонмы воев Небесных Сил, приими их милостию Твоею, яко павших во брани за независимость земли Русския от ига неверных, яко защищавших от врагов веру православную, защищавших Отечество в тяжкие годины от иноплеменных полчищ; помяни, Господи, и всех, добрым подвигом подвизавшихся за древнехранимое Апостольское Православие, за освященную и в язык свят избранную Тобою землю Русскую, в нюже враги Креста и Православия приношаху и огнь, и меч. Приими с миром души раб Твоих (имена), воинствовавших за благоденствие наше, за мир и покой наш, и подаждь им вечное упокоение, яко спасавшим грады и веси и ограждавшим собою Отечество, и помилуй павших на брани православных воинов Твоим милосердием, прости им вся согрешения, в житии сем содеянная словом, делом, ведением и неведением. Призри благосердием Твоим, о Премилосердый Господи, на раны их, мучения, стенания и страдания, и вмени им вся сия в подвиг добрый и Тебе благоугодный; приими их милостию Твоею, зане лютыя скорби и тяготу зде прияша, в нуждех, тесноте, в трудех и бдениих быша, глад и жажду, изнурение и изнеможение претерпеша, вменяеми быша яко овцы заколения. Молим Тя, Господи, да будут раны их врачеством и елеем, возлиянным на греховныя язвы их. Призри с небесе, Боже, и виждь слезы сирых, лишившихся отцев своих, и приими умиленныя о них мольбы сынов и дщерей их; услыши молитвенныя воздыхания отцев и матерей, лишившихся чад своих; услыши, благоутробне Господи, неутешных вдовиц, лишившихся супругов своих; братий и сестер, плачущих о своих присных, - и помяни мужей, убиенных в крепости сил и во цвете лет, старцев, в силе духа и мужества; воззри на сердечныя скорби наша, виждь сетование наше и умилосердися, Преблагий, к молящимся Тебе, Господи! Ты отъял еси от нас присных наших, но не лиши нас Твоея милости: услыши молитву нашу и приими милостивно отшедших к Тебе приснопоминаемых нами рабов Твоих (имена); воззови их в чертог Твой, яко доблих воинов, положивших живот свой за веру и Отечество на полях сражений; приими их в сонмы избранных Твоих, яко послуживших Тебе верою и правдою, и упокой их во Царствии Твоем, яко мучеников, отшедших к Тебе израненными, изъязвленными и в страшных мучениях предававшими дух свой; всели во святый Твой град всех приснопоминаемых нами рабов Твоих (имена), яко воинов доблих, мужественно подвизавшихся в страшных приснопамятных нам бранех; облецы их тамо в виссон светел и чист, яко зде убеливших ризы своя в крови своей, и венцев мученических сподоби; сотвори их купно участниками в торжестве и славе победителей, ратоборствовавших под знаменем Креста Твоего с миром, плотию и диаволом; водвори их в сонме славных страстотерпцев, добропобедных мучеников, праведных и всех святых Твоих. Аминь.

Поминовение усопших воинов в 2019 году будет праздноваться, как и в другие годы, 9 мая. Наша земля славится многими героями, отдавшими свою жизнь на поле брани во благо своего народа. Усопшие воины воплотили в своем мирском пути то, что называется “отдать жизнь за други своя”. И в мирное время воины погибали во время гражданской службы, защищая порой совершенно незнакомых им людей. Церковь почитает память тех, кто настолько возлюбил ближнего, что перед лицом смертельной опасности принял решение принять удар на себя. Подробнее о предпосылках дня поминовения Вы сможете узнать в статье!

Поминовение усопших воинов в 2019 году – 9 мая

Архиерейский собор Русской Православной Церкви 29 ноября - 4 декабря 1994 года, следуя традиции, установил служить в День Победы особенное ежегодное поминовение воинов, отдавших свою жизнь за веру, Отечество и народ, а также всех мученически погибших во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. История показывает, что отечественные Вооруженные Силы невозможно представить без Православия. На протяжении веков вера отцов укрепляла боевой дух воина, помогала преодолевать трудности и лишения воинской службы, звала на подвиги во имя родной земли.

В День Победы во всех православных храмах России совершается поминовение воинов, «за Веру, Отечество и народ жизнь свою положивших, и всех мученически погибших в годы Великой Отечественной войны». Церковь особо чтит воинов, погибших за Родину. Как говорится в Евангелии, «нет большей той любви, как если кто положит душу свою за други своя».

В день начала войны 22 июня 1941 года первым обратился к согражданам глава Русской Православной Церкви митрополит Сергий, благословив на защиту Отечества. Вклад Церкви состоял не только в молитве, которая как никогда была нужна, но и в сборе средств на оборону. Именно на деньги прихожан православных храмов была сформирована танковая колонна имени Дмитрия Донского. Духовенство разделило с народом все тяготы войны.

Воины, усопшие во время войн, были людьми, которые отдали свою жизнь за близких, родных, свободу своей страны. В 15 главе евангелиста Иоанна написано, что тот, кто душу свою отдаст за близких людей, тот исполнит волю Божью, ибо Иисус пошел на жертву ради человечества. Поминовение усопших воинов - традиция православной церкви, чтущей с любовью воинов, которые исполнили свой сыновний долг перед Родиной-матерью.

Монастырская лавка. ВЫБЕРИТЕ освященный подарок для души

СКИДКИ до конца недели

Возникновение традиции

В День Победы во всех православных церквях проводятся поминовения усопших воинов и мучеников, которые не вернулись с полей битв во второй Отечественной войне. Русское воинство постоянно получало укрепление духа через молитвы и иконы святых, которые оберегали их в тяжелое время лишений и боевых действий.

9 Мая Русская Православная Церковь поминает усопших воинов

Вера, Отечество и народ были и есть святыми ценностями для русского воина, и, несмотря на гонения церкви, в годы войны русский патриархат во главе с митрополитом Сергием разделял все тяготы военных лет.

В церквях не только проводились богослужения, но и собирались средства и вещи в помощь воинам, сражавшимся на поле битвы. Танковая колонна имени Дмитрия Донского была сформирована на пожертвования, сделанные христианами в православных храмах.

Поминовение усопших в 2019 году будет проходить так же, как проходило в 2018, и будет проходить в 2020.

Установление традиции поминовения усопших 9 мая

В 1994 году, 4 декабря, Архиерейским собором Русской Православной Церкви была установлена традиция служить 9 мая поминовение всех павших в боях за Родину, народ и веру, а также всех замученных в концлагерях, умерших в плену.

Во время панихиды в храмах читается молитва.

Непобедимый, непостижимый и крепкий во бранех Господи Боже наш! Ты, по неисповедимым судьбам Твоим, овому посылавши Ангела смерти под кровом его, овому на селе, овому на мори, овому же на поле брани от оружий бранных, изрыгающих страшныя и смертоносныя силы, разрушающия телеса, расторгающия члены и сокрушающия кости ратующих; веруем, яко по Твоему, Господи, премудрому смотрению, такову приемлют смерть защитники веры и Отечества.

Молим Тя, Преблагий Господи, помяни во Царствии Твоем православных воинов, на брани убиенных, и приими их в небесный чертог Твой, яко мучеников изъязвленных, обагренных своею кровию, яко пострадавших за Святую Церковь Твою и за Отечество, еже благословил еси, яко достояние Твое.

Молим Тя, приими убо отшедших к Тебе воинов в сонмы воев Небесных Сил, приими их милостию Твоею, яко павших во брани за независимость земли Русския от ига неверных, яко защищавших от врагов веру православную, защищавших Отечество в тяжкие годины от иноплеменных полчищ; помяни, Господи, и всех, добрым подвигом подвизавшихся за древнехранимое Апостольское Православие, за освященную и в язык свят избранную Тобою землю Русскую, в нюже враги Креста и Православия приношаху и огнь, и меч.

Приими с миром души раб Твоих (имена), воинствовавших за благоденствие наше, за мир и покой наш, и подаждь им вечное упокоение, яко спасавшим грады и веси и ограждавшим собою Отечество, и помилуй павших на брани православных воинов Твоим милосердием, прости им вся согрешения, в житии сем содеянная словом, делом, ведением и неведением.

Призри благосердием Твоим, о Премилосердый Господи, на раны их, мучения, стенания и страдания, и вмени им вся сия в подвиг добрый и Тебе благоугодный; приими их милостию Твоею, зане лютыя скорби и тяготу зде прияша, в нуждех, тесноте, в трудех и бдениих быша, глад и жажду, изнурение и изнеможение претерпеша, вменяеми быша яко овцы заколения. Молим Тя, Господи, да будут раны их врачеством и елеем, возлиянным на греховныя язвы их.

Призри с небесе, Боже, и виждь слезы сирых, лишившихся отцев своих, и приими умиленныя о них мольбы сынов и дщерей их; услыши молитвенныя воздыхания отцев и матерей, лишившихся чад своих; услыши, благоутробне Господи, неутешных вдовиц, лишившихся супругов своих; братии и сестер, плачущих о своих присных, - и помяни мужей, убиенных в крепости сил и во цвете лет, старцев, в силе духа и мужества; воззри на сердечныя скорби наша, виждь сетование наше и умилосердися, Преблагий, к молящимся Тебе, Господи!

Ты отъял еси от нас присных наших, но не лиши нас Твоея милости: услыши молитву нашу и приими милостивно отшедших к Тебе приснопоминаемых нами рабов Твоих (имена) воззови их в чертог Твой, яко доблих воинов, положивших живот свой за веру и Отечество на полях сражений; приими их в сонмы избранных Твоих, яко послуживших Тебе верою и правдою, и упокой их во Царствии Твоем, яко мучеников, отшедших к Тебе израненными, изъязвленными и в страшных мучениях предававшими дух свой; всели во святый Твой град всех приснопоминаемых нами рабов Твоих (имена), яко воинов доблих, мужественно подвизавшихся в страшных приснопамятных нам бранех; облецы их тамо в виссон светел и чист, яко зде убеливших ризы своя в крови своей, и венцев мученических сподоби; сотвори их купно участниками в торжестве и славе победителей, ратоборствовавших под знаменем Креста Твоего с миром, плотию и диаволом; водвори их в сонме славных страстотерпцев, добропобедных мучеников, праведных и всех святых Твоих. Аминь.

Православная церковь во время войн никогда не оставляла свой народ, помогая ему утешением, молитвами и материальной помощью.

В День Победы во всех православных храмах производится поминовение погибших в годы войны

При раскопках могил воинов археологи не раз находили крестики и написанный от руки 90 Псалом, вложенный в комсомольский или партийный билет. Безусловно, в то время никто не афишировал помощи Бога. Однако, между воющими ходили легенды о том, как Библия спасла от пули, а те, кто уходил со словами «Боже, сохрани», всегда возвращались.

Читайте о поминовении усопших:

Случайные совпадения или Божьи проведения

  • 22 июня 1941 года в первый день начала Второй Отечественной войны, когда гитлеровские войска напали на Советский Союз, в православных храмах звучали богослужения в честь всех святых, почивающих в земле Руси.
  • Контрнаступления советских войск под Москвой началось 6 декабря, когда церковь отмечает день памяти Александра Невского.
  • В день почитания апостолов Петра и Павла , 12 июля в 1943 году войска русской армии пошли в наступление под Курском. Была выиграна битва на Курской дуге.
  • 4 ноября весь православный мир почитает Казанскую икону Богородицы. Именно в этот день в 1943 году был освобожден Киев.
  • Воскресение Господне в 1945 году выпало на 6 мая, в этот же день русская православная церковь поминает Георгия Победоносца. В 1945 году в этот день практически закончилась война. 9 мая было официальное подписание договора о капитуляции немцев.
  • В День Святой Троицы 24 июня Москва принимала первый парад Победы.

Ныне, когда прошло более 70 лет, как и раньше, благодарные потомки в молитвах поминают усопших во время войн и молятся за упокой их душ.

Роль Русской Церкви в Отечественной войне

Православная церковь во время войны принимала самое активной участие моральной, физической и духовной поддержке воинов и граждан, которые остались как в оккупации, так и в тылу.

Несмотря на то что в 40-е годы коммунисты запретили богослужения, многие священники были расстреляны или сосланы в Сибирь, в военное время Люди потянулись к Богу за помощью и правящая верхушка промолчала.

Воинов, погибших за родную землю, Церковь чтит с особой любовью

Митрополит Сергий собственноручно на машинке напечатал воззвание к священникам и пастве и распространил между людьми, передав пророческое послание о том, что победа будет за русскими. С этого времени уничтожение православия было приостановлено, священники возвращались из ссылок, прихожане потянулись в храмы. По разрешению Сталина был проведен Собор, на котором был избран Патриарх, им стал митрополит Сергий.

Батюшки служили не только в храмах, но и на передовой, с оружием и крестом в руках. Старшина Советской армии Лобачев, награжденный множеством орденов и медалей, окончивший войну в Праге, на самом деле был священником, будущим архимандритом Леонидом.

В звании майор закончил войну Извеков, который в будущем будет выбран Патриархом Московским и всея Руси. Православные знают его, как преподобный Пимен.

Многие воины, пережив ужасы войны, давали обет Богу и впоследствии становились священниками, посвящая жизнь Творцу.

Митрополит Калининский и Кашинский Алексий в войну был пулеметчиком. Диаконом в Киевском храме всю жизнь прослужил Крамаренко, кавалер орденов Славы трех ступеней. Этот список можно продолжать до бесконечности.

Важно! При поминовении воинов священнослужители с особым почитают о святом Луке, который в войну был священником и хирургом.

Помощь православных верующих

Православные христиане:

  • служили в госпиталях;
  • помогали ухаживать за ранеными;
  • утешали тех молитвой и теплотой души;
  • ободряли инвалидов.

Семьи воинов, воюющих на фронте, были под особой опекой православной церкви. В храмах постоянно собирались посылки для детей-сирот.

Во время великой беды народ и церковь были едины. В дни празднования дня Победы нельзя не помянуть тихого молитвенника иеросхимонаха Серафима Вырицкого, который много часов проводил в молитвах за русский народ. Прося у Бога победу.

Важно! Людская память не забывает об усопших военных, которые пали в борьбе за свободу России. В этом сила Святой Руси и ее непобедимость.