Порт-Роял «пиратский Вавилон. Порт-ройял - пиратская столица на морском дне Пираты порт рояль

Обзор на атмосферный филлер, где пиратская тематика отлично перекликается с происходящим за игровым столом: рискуем, обогащаемся, нанимаем команду головорезов, подкупаем чиновников и топим корабли. Порт-Ройал продолжает жить своей пиратской жизнью. В обзоре плюсы и минусы этой динамичной настольной игры.

Что внутри?

Игра исключительно карточная. Колода из 120 карт, которые разделены по типам: персонажи, корабли, налоги, экспедиции.
Половина колоды (60 карт) — это персонажи с помощью которых можно:

  • получить ПО;
  • обменять их на карты экспедиций (см. ниже);
  • получить дополнительные действия или возможности (купить 2 карты, потопить корабли и т.п.);
  • получить дополнительный доход.

Карты персонажей — источник ПО и возможностей

Чуть меньше половины – корабли (50 штук):

  • основной источник получения денег на покупку персонажей (см. выше).

Корабли — основной источник обогащения

Оставшиеся 10 карт — бонусные задания и штрафы:

  • Карты налога. Типичные для многих игр карточки разыгрываемых событий (сброс превышающих лимит денег и небольшой бонус).

Карты налога — сброс излишков денег

  • Карты экспедиций. Они дают ПО и деньги, но для выполнения требуется собрать определенный набор из персонажей.

Карты экспедиций — дают много ПО и бонус, но придется скинуть несколько персонажей чтобы их получить

Кроме того, каждая карта может играть роль денюжки – для этого достаточно перевернуть ее рубашкой вверх, где изображена монетка.

На рубашке карт есть монетка, что символизирует 1 денюжку. Монетки берутся сверху колоды, что делает невозможным просчитать колоду

Цель игры накопить 12 победных очков, имея на старте всего 3 монеты.

Ход игры

Игровой процесс простой: открываем карту и решаем, что с ней делать – покупать, продавать или сбрасывать. По ходу «прокачиваем» свои возможности и тем самым расширяем выбор.

Теперь чуть подробнее, что можно сделать в свой ход. Вариантов немного:


Купленные карты кладем перед собой – их свойства теперь активны до конца игры.

Что понравилось?

Оформление

Коробочка компактная и крепкая, весьма удобного формата – можно брать с собой в гости. Много места не займет.

Компактная и крепкая — можно в карман куртки положить или в отделение рюкзака

Арт на пиратскую тему, выполнен стильно, ненавязчиво. На столе смотрится не только красиво, но и информативно – все «подсказки» видны и хорошо различимы.

На карте кораблей есть подсказка, сколько всего корабликов этого типа есть в колоде и какая нужна сила, чтобы их затопить. Информация важная, если у вас, конечно есть пираты и матросы.

Историческая справка:

Порт-Ройал, 1692 год

Порт-Ройал реальный исторический город. В своё время, жизнь там кипела на всю катушку. Через него шли мореходные пути вдоль и между континентами. Торговые, государственные и пиратские интересы пересекались с размахом. В год его посещало около 200 кораблей не считая контрабанды, которая велась около. Проживало до 10000 человек (половина населения Ямайки). Сейчас исторический город покинут, в результате природных катаклизмов легендарная пиратская столица ушла под воду на глубину 14 метров.

Карточки вполне обычные – плотностью не отличаются, но выдержали без особых последствий три партии, только затем одели их в защиту.

Вся колода в не самых тонких протекторах. В коробочку укладывается обратно в лучшем виде!

Освоение «на ходу»

Правила на 12 страничках: простые, понятные, иллюстрированные. Подготовка за 1 минуту! Для тех в компании, кто правила не читал, объяснять лучше сразу «на ходу». Замечено, что любые вводные в данном случае только дезориентируют игроков, все начинают думать, что игра очень сложная. И наоборот, если сразу начать ход с себя и подробно комментировать действия, то суть улавливается очень быстро. «Порт Ройал» — тот редкий среди натолок случай, когда можно усадить всех за стол и произнести единственную волшебную фразу:

— Давайте играть, по ходу разберемся!

Правила на 12 небольших страничках

Игровой процесс – случай правит миром

«Порт Ройал» — игра на удачу и немножко на расчет. И в этом соотношении она, как мне кажется, уникальна.

Элемент случайности необходим в настольных играх для того, чтобы атмосфера за столом была живой, захватывающей, это хоть немного, но имитирует реальные жизненные переживания. Перебор со случаем тоже ни к чему хорошему не приводит – получаются монотонные игры из серии «кинь-двинь».

В нашей коллекции доминируют игры, где на долю случая отведено меньше половины: «», «», «», «» и т.п. В «Порт Ройал» доминирует случайность, таких игр в коллекции держим мало, например, «Бонанза». Не потому что не любим, а потому что игры, которые удачно используют «случай» не так много. «Порт Ройал» ценная находка в этом плане.

В игре весьма удачно сочетается «рулетка» и тактика. Первая наполняет «Порт Роял» эмоциями, азартом, вторая дает возможность испытать не менее волнительную надежду, что ты наконец-то смог контролировать ситуацию.

Переиграли несколько партий и всякий раз после окончания было желание продолжить, особенно отыграться. Так всегда происходит, когда вы отдаетесь воле случая – мысль, которая сидит в голове после неудачи: сейчас мне точно повезет, давай еще раз во что бы то ни стало. «Порт Ройал» азартен.

«Плут» окупается весьма быстро

В принципе, его можно рассматривать и как потенциально интересный стратегический филлер, с прокачиванием возможностей и способностью хоть как-то то влиять на ситуацию с непредсказуемым появлением карт из колоды. Например, прокачать способность топить корабли, тем самым добывая больше богатств. Выход? Ум подсказывает, что да, но на практике все стараются разбогатеть, полагаясь исключительно на удачу, и это работает эффективнее, чем расчет на стабильное будущее. При этом играть-то интересно. Вот, что удивительно)))

Также важно, что игра постоянно удерживает внимание. Даже если вы не являетесь на данный момент активным игроком, то ситуация на поле всегда затрагивает ваши прямые интересы – есть надежда, что перепадет «вкусненькое», поэтому надо быть на чеку.

Баланс

Единственный ресурс — деньги, но игра не любит богатых. Карты «Налога» забирают при превышении лимита сразу половину в казну. Таким образом «богатый» игрок всегда чувствует опасность и мотивирован не ждать нужную карту потом, а покупать выгодную сейчас. В итоге все играют с примерно одинаковыми суммами и набором карт. Кто победит не ясно до последнего момента — всё решит случай 🙂

Что не понравилось?

Куда расти, к чему стремиться?

Нет мотивации развивать игровые навыки:

  • Знание колоды не имеет решающего значения – механика такова, что приход карт не просчитать.
  • Умение топить корабли не имеет значения – можно полагаться на удачу и жить богато.
  • Купил карту не потому, что так задумал, а потому, что получилось.

В итоге партии после 5-ой начинается дежавю – решения принимаются ситуативно, эмоции испытываются так же. Процесс затягивает, но после игры какое-то ощущение пустоты. Сошлись на мнении, что 1 партии за вечер достаточно, затем «Стоп!» и переходим к чему-то белее содержательному.

Мнение

«Порт Ройал» (Port Royal) — красивая, простая, живая и эмоциональная игра. Игровой процесс способен затянуть на вечер, но отсутствие глубины и огромная роль случая не позволяют получить от нее более полный спектр впечатлений, присущий настольным играм. Азарт — вот главный фан, который она дает участникам. Игра для настоящих пиратов — тех кто любит риск, удачу и молниеносны решения.

Привет, друзья. Вы смотрели «Пираты Карибского моря?». Надеюсь, что да, потому что я этот фильм не устаю пересматривать снова и снова. Основой сюжета послужили истории о пиратстве 17-го века. Захватывающие приключения пиратов под руководством Генри Моргана и Эдварда Тэтча, известного нам по фильму, как Черная Борода. Что мы знаем о пиратах Карибского моря? Для меня это интересная и захватывающая тема, о которой можно рассказать очень много, но сегодня мы с вами поговорим о пиратской столице Порт Роял.

История пиратской столицы Порт Роял

Развитие города пришлось на золотой век пиратства. В то время шла активна борьба за мировое господство, в которой Англия принимала активное участие. Требовались большие затраты на вооружение военного флота, а чтобы их сократить, раздавались каперские письма «letters of marque», которые давали законное основание владельцам частных суден нападать на вражеские корабли. Другими словами, пираты, которые разбивали корабли противников и делили добычу с британской короной, считались официальными для Англии и не карались законом. Пираты были под покровительством Елизаветы I. Их называли «Каперы».

После того, как в 1654 г. англичане потерпели поражение при захвате Эспаньолы (современные Гаити и Доминикана), они не стали зря терять время и направили флотилию на Ямайку. В связи с тяжёлой военной обстановкой в регионе, на острове в тот момент почти не было испанцев, что позволило англичанам с легкостью захватить Ямайку. Они перенесли столицу из Сантьяго-де-ла-Вега в Порт Роял. Причиной тому послужила глубокая и вместительная гавань, которая могла принимать даже самые крупные корабли и контролировать морские пути, что только облегчало пиратам доступ к добыче идущей в Испанию из Атлантического океана.

В городе возвели 5 каменных фордов для обороны города. А оборонять им было что. По некоторым данным, в 1688 г. в Порт Роял зашло 210 кораблей, в то время как все порты Британии приняли всего 224 судна. Огромное количество денег и золота определило судьбу города. Порт Роял имел славу, как самый греховный город на земле. После долгих странствий, пираты возвращались домой и спускали деньги на еду, алкоголь, женщин и азартные игры. Оргии, насилие и убийства стали здесь привычным делом. Но так продолжалось не долго, как говорится: «Все хорошее когда-то заканчивается».

7 июня 1692 года в результате сильнейшего землетрясения, 2/3 города затопило и ушло под воду на глубину 15 метров. Жертвами оказались свыше 5 000 человек, а в гавани затонуло около 50-ти суден. Землетрясение разрушило 1500 тыс. зданий, весь город был уничтожен. Что это, наказание Господние за грехи жителей или совпадение? Колониальная администрация была вынуждена перенести столицу в небольшую деревню Кингстон, который остается столицей Ямайки и по сей день.

Из 5-ти каменных фордов уцелел лишь один — «Форт Чарлз». Землетрясение очень изменило береговую линию. Сейчас достаточно сложно воспроизвести картину того времени.

На территории бывшей столицы расположен музей с археологическими находками со дна моря моря, где затонул город.

Для меня эта была очень интересная и познавательная экскурсия. Возможно причиной тому послужило то, что я много читала про пиратов и смотрела видео про Порт Роял, где с помощью компьютерной графики восстанавливали картину города 17-го века. Увидев все в живую, я лишь восполнила недостающие пробелы. Поэтому перед посещением очень рекомендую собрать побольше информации, чтобы проникнуться местом и насладиться экскурсией.

Форд Чарльз открыт ежедневно с 9:00 до 17:00, цена входного билета 2$.

  1. Несмотря на то, что Порт Роял является одной из главных достопримечательностей страны, место достаточно пустынное. Если вы планируете купить там сувениры, то их там нет. Вы даже не купите там воду, поэтому учитывайте этот факт при посещении.
  2. Вы все время будете находится под открытым солнцем, тени там практически нет. Поэтому обязательно возьмите с собой защитный крем.

Это интересно

Англичане не хотели отставать от своих предприимчивых французских коллег, и в английских колониях в Америке тоже стали возникать международные центры пиратства. Одним из них был знаменитый город Порт-Ройал на Ямайке. Индейское название острова - «Шаймала», что означает «край вод и лесов». Ученые предполагают, что коренные жители - рыба-ки-араваки - использовали этот клочок суши уже с 1300 года. Они выращивали маниоку, сладкий картофель, маис, табак и были счастливы на своей земле. Горе и беды пришли с появлением испанцев, и за полтора века их господства на Ямайке араваки были полностью истреблены.

На юго-восточной оконечности острова находилась небольшая защищенная бухта, в которую вдается длинная песчаная коса Палисадоуз, протянувшаяся на 13 километров. Длинная и узкая, как меч, она,издавна была приспособлена для наблюдения и отражения атак непрошеных гостей. На конце этой косы и расположилось поселение Порт-Ройал, и хоть не всегда оборонительные укрепления выдерживали натиск неприятеля, сооружению их уделялось большое внимание.

Он быстро превратился в самый важный торговый пост в Карибском море, из-за стратегической позиции на торговых маршрутах между Новым Миром и Испанией. Со временем Порт-Ройал стал печально известным центром для пиратских сходок, азартной игры, женщин легкого поведения и выпивки. Он даже получил прозвище самого сумасшедшего города на земле.

Экспедиция, посланная Оливером Кромвелем в 1655 году, отбила остров у испанцев - прямых наследников Христофора Колумба, которому Ямайка была пожалована в качестве королевского подарка. Со временем остров стал основной базой карибских пиратов, а также рынком сбыта их
добычи. Уже в 1658 году комодор Мингс, вставший во главе обосновавшихся в Порт-Ройале английских пиратов, взял штурмом мексиканский город Кампече и несколько городов в Венесуэле, после чего свез все награбленное в свое ямайское убежище.

К 1664 году английская колония на Ямайке выглядела уже более представительной, чем гнездо французских флибустьеров на Тортуге: процветающий город был значительно многолюднее, а его глубоководная гавань с множеством причалов - шире. Прельстившись легкой добычей, в Порт-Ройал хлынули представители разных рас и народов. Здесь поистине творилось вавилонское столпотворение: африканцы, мулаты, метисы и другие люди с бронзовой, черной, желтой и белой кожей. Голландцы, немцы, французы, испанцы, португальцы, ирландцы и скандинавы открывали кабаки, трактиры, публичные и игорные дома, ремесленные мастерские и торговые лавки…

У длинного дощатого причала теснилось множество кораблей, пришедших с грузом или ожидавших его. В Порт-Ройале никого не интересовало происхождение товара или прошлое его владельца. Прилавки магазинов ломились от драгоценностей, бархата, шелка, парчи и других товаров, вся торговля в городе преследовала только одну цель - облегчить карманы жаждавших развлечений пиратов.

Хотя город был построен на песке, в нем насчитывалось около 2000 каменных, кирпичных и деревянных зданий, причем некоторые из них имели по четыре этажа. В Порт-Ройале находились четыре рынка, церкви, синагога, католическая часовня, молитвенный дом квакеров, обширные складские помещения, военные плацы, и, конечно же, город был хорошо укреплен.


Ямайка занимала еще более выгодное, чем Тортуга, стратегическое положение: Санто-Доминго и Куба, Флорида и Мексика - все было рядом. Остров лежал в 180 морских лье от Панамы, куда свозились сокровища Золотых флотов. В условиях конкуренции с Испанией английское правительство сознательно поддерживало своих «джентльменов удачи», главными целями которых как раз и были испанские корабли. Большая часть пиратских богатств оседала в сундуках городских торговцев, таких же алчных, как и сами флибустьеры. Их сейфы и склады были переполнены самыми разнообразными товарами: золотыми и серебряными слитками, ювелирными изделиями с драгоценными камнями, парчовыми и шелковыми тканями. И даже иконами! Все это богатство дожидалось отправки в Англию или на континент…

Темперамент пиратов, которых становилось все больше и больше, определял и образ жизни Порт-Ройала. Слава о распутном городе разнеслась по всему свету, и недаром его называли «пиратским Вавилоном». Его жители славились как «самые неверующие и развращенные люди», обычным явлением в пиратском городе были оргии, насилия и убийства. Вдоль улиц тянулись многочисленные кабачки, таверны и притоны, в которых наперебой предлагали хмельной ром, обильную пищу и женщин всех цветов и оттенков кожи. Злачных мест, где бурно процветали азартные игры, было намного больше, чем на Тортуге. Их просторные залы вмещали сколько угодно народу, и потому никому не приходилось прокладывать путь к столу кулаками или дожидаться на улице, пока освободится место.


Генри Морган

Зенита своей славы Порт-Ройал достиг при Генри Моргане - «величайшем негодяе эпохи негодяев», вошедшем в историю как самый яркий предводитель пиратов своего времени. Когда на Ямайку прибыл 30-летний Генри Морган, губернатором острова был Т. Модифор, получивший из Лондона приказ прекратить бесчинства флибустьеров. Но все прекрасно понимали, что этот документ нельзя воспринимать как руководство к действию.

Хотя флибустьеры Карибского моря и раньше разоряли испанские колонии, но Генри Морган первым понял, что захват больших населенных пунктов, пусть даже и хорошо защищенных, сулит гораздо большую выгоду, чем морские рейды. Он был убежден, что «там, где испанцы, защищаются, есть чем поживиться». В 1667 году Г. Морган решил захватить Панаму - город, который заложил губернатор Педро Ариас Давила, прозванный Жестоким. В 1519 году он облюбовал это место на Тихоокеанском побережье, так как оно было более сухим, чем берег Дарьена. Проводники-индейцы одобрили его выбор и, обведя бухту рукой, сказали: «Панама», что означало «рыбное место».

По красоте и богатству с Панамой не мог сравниться никакой другой город в Новом Свете, не зря его называли «Чашей золота». Городские склады были доверху набиты слитками золота и серебра; порой на них не хватало места, и драгоценный металл лежал прямо на улицах. Никто даже не пытался стащить эту непомерную тяжесть.

Вслед за конкистадорами в Панаму потянулись и купцы, которые сначала трусливо сжимались от любого звона стали. Но вскоре именно они стали истинными хозяевами Панамского перешейка: торговцы поднимали цены на продовольствие, прибирали к своим рукам драгоценности и получали прибыли, которые даже подсчитать было трудно. Обосновавшиеся в Панаме генуэзские работорговцы выстроили для своего «товара» огромные помещения, где в бесчисленных клетушках сидели черные рабы, которых продавали тому, кто больше заплатит. На складах, принадлежащих королю, хранилась десятая часть всего, что производили эти щедрые земли. Раз в год приходили караваны судов, сокровища переправляли через Панамский перешеек на мулах, грузили на корабли и отправляли в Испанию. Поистине «чашей золота» была Панама!


Полстолетия испанцы утолщали стены Старой Панамы. Казна истратила на это столько денег, что королевский двор в Мадриде вопрошал, уж не из золота ли складывали их строители. Кроме того, после нападения на город в конце XVI века английских пиратов под командованием Ф. Дрейка, этот порт был еще сильнее укреплен и стал тщательно охраняться. Самые отборные войска караулили королевские кладовые, казармы с рабами и конюшни с тысячами мулов. Когда до Панамы дошли слухи, что на них идет ужасный Генри Морган, все восприняли это как забавную выдумку. Однако недобрые вести ползли со всех сторон, и вскоре горожане уже обезумели от страха. Они стали вспоминать о жестоких расправах, которые творили пираты в захваченных городах, и многие бледнели от этих рассказов.

Для задуманной экспедиции Г. Моргану нужно было столько людей, сколько никогда еще до этого не собиралось. «Каждый разбогатеет, если мы добьемся успеха», - гласило его послание, и клич этот был услышан. Вскоре корабли и люди начали собираться в условленном месте: прибыло буйное братство с Тортуги, видавшие виды пираты из Гоава и бесстрашные авантюристы со всего света.

Генри Моргана нисколько не смущало, что за год до намечаемой им экспедиции английский и испанский короли заключили договор, по которому англичане обязывались не разорять испанские владения. Он решил напасть на Панаму с суши, со стороны Атлантического океана, пройдя через болота и тропические леса. Первая стычка произошла у форта Сан-Лоренцо, располагавшегося в устье реки Чагрес. Генри Морган легко овладел крепостью, которую защищал гарнизон в 200 человек, и оставил в ней собственный отряд, чтобы обезопасить свой тыл. Он знал, что река Чагрес судоходна для больших судов только на отрезке в 40 миль, и потому взял с собой несколько каноэ, на которых решил потом идти дальше вверх.

В конце пути отряду Генри Моргана приходилось продираться через тропические джунгли. Не привыкшие к подобным переходам пираты терпели суровые и жестокие лишения; на пути их попадались аллигаторы, ядовитые змеи, ягуары и пумы. Но и это еще было не самым большим злом, «джентльмены удачи» мучительно страдали от укусов москитов, пауков и ядовитых муравьев, которыми кишели джунгли Центральной Америки.

Вскоре войско Г. Моргана достигло места сужения реки. Собрать и рассадить на пироги, баркасы и шлюпки 1400 человек было делом непростым, но вот наконец флибустьеры двинулись в путь. Жорж Блон в упоминавшейся уже книге пишет, что в местечке Хуан-Кальего, где стоял слабый испанский гарнизон, Генри Морган хотел перебить его и захватить провизию. Но расчет этот не оправдался, так как домишки и жалкие хижины оказались пусты, и в них не было ни кукурузы, ни одного поросенка, даже собаки не бегали по улицам Пришлось и дальше двигаться на голодный желудок.

Испанцы опустошили всю местность на пути следования флибустьеров, и люди оказались более голодными, чем даже в пустыне. Как-то пираты обнаружили несколько канастр (сшитых из шкур ларей), которые были, конечно же, пустыми, но люди уже настолько оголодали, что начали есть эти шкуры. А в районе поста Крус произошла совсем странная вещь. Люди, Шедшие во главе колонны, вдруг стали падать замертво, хотя кругом стояла полная тишина и врага не было видно. Раненые пытались вытащить из своих тел индейские стрелы, колонна смешалась, многие бросились назад… А потом селение Крус заполыхало, и вскоре огонь не оставил ничего. Не успели сгореть только склады с каменными стенами, в которых пираты нашли несколько ящиков прошлогодних сухарей. Этими зачерствевшими сухарями они заедали кошек и собак, которых удалось выловить и зажарить. В погребах обнаружили бочки с вином, но Генри Морган предупредил, что оно может быть отравлено…


После тяжелейшего перехода отряд пиратов увидел наконец изумрудные воды Панамского залива и красивый город на его побережье. Защитники Панамы придумали, казалось бы, хитрую уловку: они погнали на нападающих несколько сот голов дикого скота, однако план этот обернулся против них самих. Обезумев от выстрелов, животные кинулись вспять и смяли следовавшую за ними испанскую кавалерию. Генри Морган взял город приступом, разграбил его и сжег. Добыча была так велика, что пираты неделю грузили ее на мулов. Но Панама продолжала обороняться даже и в то время, когда церковное золото, серебро и другие драгоценности уже грузились на пиратские корабли.

На Ямайке их ждал триумф, однако Порт-Ройалу суждена была не слишком долгая жизнь. В июне 1692 года, около полудня, мощные подземные толчки разрушили знаменитую столицу пиратов и работорговцев. И многие восприняли эту катастрофу как ниспосланную городу Божью кару.

Небо в тот день было безоблачным, Карибское море - спокойным, солнце уже клонилось к зениту, и Порт-Ройал дремал в потоках дурманящего зноя. Около 20 кораблей со спущенными парусами лениво покачивались на гладкой поверхности гавани. Приближался час обеда, и в медных котлах многих таверн уже закипала вкусная похлебка из говядины и черепашьего мяса. Однако эта духота все-таки тревожила горожан, ведь почти каждый год именно в такую жаркую и безветренную погоду отмечались подземные толчки. Впрочем, к ним жители тоже привыкли, поэтому казалось, ничто не может нарушить привычного течения жизни.

И вдруг задрожала земля. С гор донесся глухой грохот, напоминавший отдаленные раскаты грома, а потом землю потряс новый мощный удар, за ним еще один, и еще… Массивные стены форта Джонс и форта Карлейль развалились в мгновение ока. Глубокие трещины, расколовшие землю, жадно поглощали здания и охваченных паникой людей. С грохотом упала колокольня церкви Святого Павла, стоявшая неподалеку от берега; колокол отчаянно зазвенел и стих только тогда, когда над развалинами церкви сомкнулись волны. А в море уже рождалась новая огромная волна, она поднималась все выше и выше и, докатившись до города, затопила уцелевшую его часть. Через несколько минут все было кончено. Катастрофа унесла жизни 2000 человек, а сам Порт-Ройал исчез под морской гладью.

Событие произошло не ночью, как это часто бывает с локальными землетрясениями: город погиб в 11 часов 43 минуты дня, когда прекрасная погода, почти полный штиль и солнце в зените не предвещали ничего дурного. Произошло всего три толчка, из которых последний, третий, был самый мощный. Но поднявшийся в несколько секунд, после первого толчка, ураган уже нанес первые разрушения, заставив людей прятаться под защиту не столько крыш, сколько стен. Ветер налетел с моря, и некоторые жители, предчувствуя большую беду, приняли правильное решение: они бросились в верхнюю часть города. Там они и спаслись. Когда стихия унялась, оказалось, что две трети города не только разрушены, но и ушли под воду: берег приобрел совершенно иную конфигурацию. Былая слава Порт-Ройала стала с тех пор лишь преданием.

Через десяток лет оставшийся и заново отстроившийся город уничтожил пожар. Потом пронеслось несколько ураганов, и Порт-Ройал перестал существовать, занесенный мощным слоем ила и песка.

Старинные карты, составленные, впрочем, уже после гибели пиратской столицы, все же давали надежду, что застигнутые врасплох богатые склады награбленных ценностей еще содержат внутри эти ценности (незначительная их часть, правда, была извлечена сразу после трагедии), а история, такая безжалостная к продолжающим жить городам, неузнаваемо меняя их облик, здесь снисходительно остановилась и оставила все как было. Ныряльщики XIX и XX веков своими глазами убедились в этом, подтверждая наличие под водой старинных развалин.

В 1953 году Эдвин А. Линк на специально оснащённом и лично им оборудованном для подводной археологии судне "Си Дайвёр” начал работу у берегов Порт-Ройала. Первое включение грунтососа не дало результатов. Разочаровавшийся было Эдвин Линк вдруг догадался, что расчищает тротуар! И в самом деле: передвинув заборный шланг всего на несколько метров и начав качать, он наткнулся на долгожданные находки. Среди них - уникальная: латунные часы, изготовленные Полем Блонделем в 1686 году, зафиксировавшие время катастрофы - без 17 минут полдень…

Обследовав лишь форт, кухню и магазин, Линк, с сожалением расставаясь с "пиратским Вавилоном”, надеялся, что это лишь начало. Экспедиция Роберта Маркса потом нашла таверну, два необрушившихся здания и… сундук с драгоценностями с испанских галеонов, потерпевших крушение в составе флотилии в 1691 году!

Но катастрофа XVII века ничему не научила потомков, поселившихся выше затонувшего города: вполне современные бандиты потребовали у Маркса своей доли, грозя прикончить членов экспедиции. Традиции Порт-Ройала оказались живучи. Слава Богу, вмешалась полиция! Для кладоискателей и археологов, и так ежедневно подвергающих риску свою жизнь, все обошлось.

Сегодня в Порт-Ройале работы ведут совместно правительство Ямайки и Институт подводной археологии при Техасском университете.


Сегодняшний Порт Рояль – город, примечательный своим полуразрушенным фортом и небольшой рыбацкой деревушкой, где проживает около двух тысяч человек, не считая привидений. Когда-то здесь было шесть фортов со 145 пушками. Сейчас сохранился только Форт Чарльз (Fort Charles). Чарльз – форт-наследие, форт-гордость местного населения.

По прихоти Ascaron расставшийся с замшелой Европой и отправившийся покорять новые земли. Однако рука не поднимается написать супротив него слово «клон». Вопреки законам математики, от перемены мест все слагаемые привлекательности «Патриция » сложились в нечто новое, узнаваемое внешне, но изрядно преобразившееся внутренне. Престарелый вельможа вдруг помолодел, приосанился, заимел бандитские повадки и, движимый страстью к приключениям, пустился во все тяжкие.

И все же они похожи, словно братья-близнецы; экономическая модель, система социального статуса, морские перевозки и постройка собственных предприятий… словом, все, за что дорог нам Patrician 2 , было аккуратно и бережно перенесено в Port Royale . Политическая ситуация, конечно, другая: никакой единой торговой организации вроде Ганзейской лиги, лишь четыре державы (Испания, Англия, Франция и Голландия), постоянно воюющих между собой, и атмосфера удалой вседозволенности вокруг. Действие происходит в морях и городах недавно открытого Карибского бассейна в один из четырех временных отрезков, начиная с 1570 года, когда владычество Испании в регионе казалось незыблемым, и заканчивая 1660 годом, в эпоху упадка испанских колоний и расцвета пиратства. Выбрав одну из сторон, начальный капитал и «характеристики персонажа» (без пресловутых ролевых элементов и тут не обошлось), игрок оказывается один на один с весьма похорошевшим, окрашенным в сочные тона, но знакомым интерфейсом.

Серьезных изменений не так уж много; ветераны Patrician 2 с легкостью освоятся в новом окружении. Впрочем, у тех, кому не довелось играть в предыдущее творение Ascaron, тоже не возникнет сложностей: Port Royale заметно проще и дружелюбнее предшественника. Картинка стала ярче, интерфейс — удобнее, а к деловой серьезности примешался дух романтики и приключений.

Бухгалтерия

Вы не знакомы с Patrician 2 ? Тогда я вкратце обрисую основные идеи. Движущей силой в Port Royale является торговля; морские грузоперевозки — надежный, хотя и не оперативный способ сколотить состояние и заслужить уважение сограждан. Теория обогащения проста — покупаем дешево, продаем втридорога, а разницу тратим на новые корабли, предприятия, ремонт, команду, вооружение и т. д. В отличие от Patrician 2 , глобальная морская карта изначально практически пуста, и нам предстоит самостоятельно разыскать на ней новые города. Бо льшую их часть составляют молодые колонии, что своеобразно отражается на геймплее: введено разделение на т.н. «governor towns», имеющие регулярное сообщение с Европой, и зависящие от них мелкие поселения. Соответственно, перечень товаров включает три категории: еда и сырье, спрос на которые везде одинаково велик, колониальные товары, предназначенные для отправки в Европу, и импортируемая продукция, хорошо расходящаяся в не имеющих связи с материком колониях. В условиях местного, трудно предсказуемого рынка эта система вводит некоторый элемент надежности. Цены, конечно же, меняются динамически в зависимости от величины спроса и наличия товара на городских складах.

По мере роста капитала появляется дополнительный путь к обогащению: собственные предприятия. Купив за круглую сумму право на строительство в городе и возведя обязательное представительство — склад (Storage), мы получаем возможность основать частное производство. Список доступных построек не так уж широк и варьируется от города к городу — сказываются географические и климатические особенности местности. Кроме того, часть товаров производится с меньшей эффективностью, что может заметно снизить прибыли. Правила успешного бизнеса очевидны — выпускать надо то, что пользуется наибольшим спросом и обещает минимум затрат; при этом не стоит упускать из виду загруженность складов и ситуацию с рабочей силой в городе. Как и в Patrician 2 , можно сооружать общественно-полезные здания, что увеличивает популярность среди горожан.

Пятнадцать человек на сундук мертвеца

Но все эти торгово-экономические сложности, без которых был немыслим Patrician , непостижимым образом утратили свое значение в Port Royale . Дух беззакония, едкий дым пушек и легкая как попутный ветер нажива — вот соль здешних морей. Авторы мягко подталкивают игроков к простой мысли: быстрое богатство честными путями не достается; но кто здесь боится нечестных путей?

Заниматься морским разбоем разрешено сразу, достаточно лишь потратить стартовый капитал на набор матросов и приобретение пушек, и вперед, к славе — захват небольших слабых конвоев в считанные минуты сделает начинающего купца владельцем приличного флота. Продажа лишних кораблей приносит неплохую прибыль, а растущая огневая сила позволяет устраивать все более рискованные вылазки. При этом имидж грозного флибустьера вовсе не означает потерю репутации, поскольку победы над пиратами приносят и почет, и, нередко, немалые награды, а для «легального» грабежа торговых кораблей других наций всегда можно купить каперское свидетельство.

На этом приключения не заканчиваются: игра делает все, чтобы смягчить торговую тягомотину, подсовывая разнообразные задания, таинственные слухи и карты зарытых сокровищ… И, конечно же, бои: до двух десятков разномастных кораблей сталкиваются в жестокой схватке, величественно скользя по волнам, лихо кружась и засыпая друг друга ядрами, превращая кровавую забаву в форменный балет. Простора для тактического ума не так уж много, и обычно после предварительной раздачи приказов остается лишь любоваться изящными и смертоносными па воюющих флотилий. Впрочем, отнюдь не всегда дело решает лишь превосходство в силе. Например, боеприпасы могут закончиться в самый ответственный момент, а недостаток людей в команде запросто позволит коварному врагу взять на абордаж ключевой корабль. Приходится обращать внимание на различные мелочи, что, конечно же, приятно.

В Port Royale понятие отдельного корабля исчезло, теперь под нашим началом только конвои и их капитаны (тоже, кстати, со своим набором растущих со временем параметров). Это упрощает и торговые, и ремонтно-закупочные операции — налицо еще один шаг вперед по сравнению с Patrician 2 . Количество конвоев, как, впрочем, и число городов, в которых можно строить собственные предприятия, зависит от ранга — местного варианта привычного для ролевиков «уровня» персонажа, который повышается путем совершения удачных торговых сделок, морских побед, успешного выполнения миссий и т. д.

Семь футов под килем

Число особенностей слишком велико для небольшой рецензии — за кадром осталось многое, но вывод не стыдно сделать уже сейчас: Port Royale оправдывает потраченное на него время. Конечно, недостатки есть. Интерфейс все еще достаточно неудобен и перегружен, морские сражения, несмотря на свою зрелищность, зачастую однообразны, миссии типичны и скучны, AI, похоже, удостоился лишь поверхностного внимания разработчиков… Кроме того, в процессе на свет то и дело вылезают всевозможные ошибки, не смертельные (выпадений на рабочий стол не наблюдалось), но досадные: нередко «пропадает» картинка, информационные окошки, напротив, отказываются закрываться, постоянно возникают сложности с сетевой игрой… Этот раздражающий балласт лишил Port Royale «Нашего выбора», и все-таки высокую оценку он получает по праву. Красочная графика, приятная музыка, глубокая стратегическая основа (с хорошей родословной) и атмосфера добротного пиратского романа — все составляющие удавшегося проекта налицо.

В общем, смело покупайте шампанское, бейте его с размаху об монитор, и счастливого вам плавания. Может, где-нибудь там, среди соленых волн, мы еще встретимся…

«Грозные тучи сгущались над Карибами в далеком семнадцатом столетии… «Веселый Роджер» поглядывал из далеких морских глубин, слышались свирепые крики людей, жаждущих золота, женщин и человеческой крови. В небе пели чайки, то ли проклиная кого-то, то ли вспоминая усопших… Это было тяжелое время. Время кровопролития, насилия и разбоя. Время, когда даже самый опаснейший разбойник мог стать великим человеком, когда при слове «пират» люди дрожали от страха, когда на море почти возле каждого его клочка то тут, то там разгорались самые настоящие кровопролитные сражения. Это было время господства пиратов в Карибском море. Об этом снято очень множество фильмов, написано много книг… И лишь немногие знают о них правду.»

Откуда пошло пиратство?

Далекий шестнадцатый век… Все началось именно тогда. У берегов Вест-Индии . Именно в это время появились первые пираты, которые обосновались там. Они объединились вместе в единое и неделимое «Береговое братство » и занимались лишь тем, что грабили испанские суда, проплывавшие мимо. Вскоре, на смену французским пиратам пришли английские, которые к тому же стояли на хорошем счету у местной власти. Все дело заключалось в том, что новое время, новая эпоха трактовала для людей и новые правила. По всей Западной Европе то тут, то там проходила Реформация – изменение церковной системы. Нечто подобное проходило и в Англии. Такая политика в ряде стран не редко приводила в бешенство римских пап, которые всячески натравливали и запугивали своими «верными» им странами многих противников. Так усиливала свое влияние против реформаторов и католическая Испания. Она имела большое господство в Атлантике . Именно испанцы первыми открыли Новый Свет и изучили его. Испанские суда и моряки были на хорошем счету по всему земному шару. Мощь их боевых машин была несравненна. Но еще Испания славилась тем, что пользовалась хорошим доверием среди Римских пап, проповедовала католицизм и всячески притесняла любое инакомыслие. Так Испанская Непобедимая Армада даже поплыла войной на Англию, пытаясь подчинить ее. Но война не удалась, кампания провалилась. Помимо всего прочего английские монархи пользовались всяческой поддержкой пиратов, которые на внешнеполитической арене наносили удары своим противникам, одновременно грабя их суда и забирая все добро, которое было там. В частности, в таких вот «походах» очень широко прославились такие как адмирал Дрейк , О’Рейли и другие пираты. Большая часть из них даже получила свое место в государственных органах Англии.

Тортуга

Но французы также времени даром не теряли, а продолжали осуществлять грабительские набеги против испанцев. Среди них появились «особые» люди – буканиры . Это были уже не те обычные головорезы что раньше. Это были уже обученные жизнью жестокие и беспощадные убийцы. Это были выходцы из французских моряков, потерпевших крушение или же пленников, которые попали к пиратам и сами стали ими. Профессионалы, обученные только для грабежей и убийств нападали и грабили испанские корабли, и возвращались с богатой добычей. Но вставал вопрос: куда возвращаться? Долгие годы тешили себя буканиры мыслью о создании единой морской базы, способной прикрывать любого разбойника, который захочет приплыть в единый морской порт. Для этого порт должен быть укреплен различными рифами, которые и близко не позволят подплыть кораблям, окружен скалистым берегом, который поможет укрыть многих жестоких разбойников и убийц от различных нападок со стороны власти. Таким местом и стала Тортуга - город-порт, прибежище разбойников и бандитов. Именно туда и стали свозиться все богатства, именно там было самое темное и самое мрачное место, где пираты любили проводить время в разврате, разгуле, пьянстве и веселье.

Но так опять же было не всегда. Шли дни и годы, времена менялись… И вскоре Тортуга уже была не тем местом, чтобы как-то огородиться от проблем. В частности были постоянные нападки со стороны властей, которые сделали Тортугу собственностью Франции. Так что впоследствии это место стало непригодным для существования в нем пиратов. И те в свою очередь стали искать для себя подходящее место. И таким стал Порт-Ройал .

Порт-Ройал

Порт-Ройал – город на острове Ямайка , столица английской колонии в семнадцатом столетии. Город имеет 5 каменных фортов, таких как Форт Чарлз, Форт Уокер, Форт Руперт, Форт Джеймс и Форт Карлайл. Сам город окружен помимо этого мощными рифами. Эти рифы в прошлом не давали ни одному судоходному кораблю пройти в порт, но впоследствии послужили хорошей защитой от набегов всякого рода сброда, который пытался не раз уничтожить и разграбить этот порт. Этот порт был основан испанцами еще в 1518 году. В нем испанские моряки нашли удобное место для хранения своих несметных богатств. В середине семнадцатого столетия в результате войн, как религиозных, так и политических, англичане отвоевали этот порт и сделали его своей колонией. Население порта было немногочисленным. К концу семнадцатого столетия оно едва переваливало за семнадцать тысяч человек. В экономическом плане Порт-Ройал занимал очень выгодное положение. Вся его продукция прямиком поставлялась в Англию. Множество кораблей посещало этот порт. Так в 1688 году этот город-порт посетило аж двести кораблей, с водоизмещением в одиннадцать тонн. В качестве экспорта преобладали такие продукты как сахар, фрукты и ром. Кроме того существовала и целая работорговля. Причем продавали рабов «контрабандой », как французские и английские, так и испанские пираты. Причем доход от такой «контрабандной» работорговли был очень высок. Так что по своей сути Порт-Ройал стал занимать ведущее место в торговой политике стран старого света. Но этот город стал благоприятным убежищем не только для английских купцов.

Пираты также облюбовали Порт-Ройал. С приходом англичан на эти земли в порту уже насчитывалось до 1200 разбойников и убийц. Причины такой привлекательности Порт-Ройла для пиратов заключалось в следующем – в порту можно было спокойно починить корабль и даже укрыть добычу, кроме того широкая гавань позволяла спокойно размещать в ней большинство кораблей, а различные рифы позволяли также обезопасить себя от различных нападений на порт. Помимо всего прочего это место идеально подходило для удара по испанским кораблям. Английские и французские пираты многократно уплывали из Порта-Ройла в боевые морские походы против испанских кораблей, наносили им несметный урон и возвращались с богатой добычей. Много было таких походов. Они очень часто оканчивались кровавыми и жестокими схватками, гибелью моряков, сотни тысячи людей. Одним из таких походов был поход на Панаму 1671-го года. Когда испанский город был в огне посреди тридцати английских кораблей. Эти корабли, а точнее их пушки сравняли город до основания. Во время этого похода был уничтожен огромный корабль, капитаном которого был выдающийся человек – Генри Морган .

Генри Морган

Это один из выдающихся пиратов, английский мореплаватель. Его жизнь полна приключений, как и сама его неожиданная судьба. Жестокий и коварный, он в тоже время прожил славную жизнь. Простой паренек из Уэльса, он нанялся юнгой на корабль, который плыл на остров Барбадос . Там его продали в рабство. Долгие годы мучительных скитаний для него не прошли даром. Вскоре ему удалось выкупить свою свободу, и в дальнейшем Морган перебирается на Ямайку. Там он смело вступает в пиратскую банду. Вскоре карьера Моргана стала расти с каждым днем. Он приобретает свой корабль, становится единогласно капитаном команды. Впоследствии к его маленькому отряду начинают примыкать еще несколько кораблей. И вот Морган и его команда переходят от одиночных грабежей к серьезным походам. В частности одним из таких походов и был поход на Панаму. Вскоре из Англии было дано указание – «попросить на ковер» Моргана. Он был арестован и отправлен в свою страну на суд. Все ожидали жестокого приговора суда, но Морган был оправдан. Его разбои и грабежи спасало то, что он всячески грабил испанские корабли. А, как известно, Испания была врагом Англии. Так что помимо того, что Моргана обласкали и отпустили ему еще и дали должность вице-губернатора Ямайки, и он прожил в такой должности в почете до конца своих дней.

Эпилог

А Порт-Ройал , в конце концов, перестал существовать. В конце восемнадцатого столетия на Ямайке произошло землетрясение, и большая часть порта была затоплена. В результате уже к началу нового века на этой богом забытой земле больше никого не было. Но память об этом месте и о том, какую роль в этом сыграли пираты – незабываемо. До сих пор можно увидеть или услышать в кино или в книгах о Тортуге , или о пиратах, или об их городе – Порт-Ройал.