Ребенок боится темноты: почему и что делать? Почему ребенок боится темноты, и как ему помочь Мальчик боится темноты.

Светлана Ройз

Страх темноты – это один из «возрастных страхов». Ребенок около 1,5–2 лет может ощущать тревогу в темноте. В возрасте 4–5 лет страх может проявляться сильнее, потом затихать.

Около 7 лет может быть «обострение». Ребенок перестает ходить по темному коридору, боится оставаться в комнате один, спать без ночника. Иногда дети боятся закрывать глазки, «потому что там темно».

После проявления страха темноты, буквально через три месяца – полгода ребенок может начать задавать вопросы о смерти (и нам важно к этим вопросам подготовиться). Это возраст активного развития фантазийной сферы. Время «гиперактивности» правого полушария мозга, которое различает «все сигналы», все видит, все слышит, а для анализа и объяснения ему еще не хватает функций левого полушария мозга.

Итак, страх темноты:

– может быть возрастным,

– может быть последствием родового стресса,

– может быть приобретенным , если в темноте ребенка испугал громкий звук или какой-то предмет, либо кто-то из взрослых испугал его «бабаем», серым волчком или наказал, оставив в темной комнате,

– страх бывает наследственным.

Увиденные, «созданные кем-то» герои книг, мультфильмов могут становиться источником страха. Идеально, если в книжках для дошкольников страшные герои описываются, но явно не рисуются. Так ребенок, каждый раз читая книгу, по-разному представляет образ страшного героя, каждый раз его трансформирует, не фиксируясь на нем. А родители чередуют чтение книг с разглядыванием иллюстраций, с чтением, когда ребенок сам может фантазировать, какой мир и герои описываются в книге.

Чего нельзя делать, когда ребенок отказывается спать без ночника и жалуется, что в темноте «кто-то есть»?

Нам важно помнить, что ребенку бесполезно говорить: «тут нечего бояться», «ты же взрослый мальчик/девочка». Страх ребенка не имеет пола и возраста, нелогичен для взрослого, но совершенно реален. И работаем с любым страхом уважительно, как с реально существующим в его мире.

Опасно ребенка любого возраста и пола стыдить или над ним смеяться. Он перестанет не бояться, а доверять нам свои страхи и свою уязвимость.

Работа со страхом может вестись на «территории» страха, а именно – на территории «правого полушария» – пространства игры и творчества.

Как помочь ребенку победить страх и «превратить темноту в друга»?

Важно помнить, что ребенок боится не темноты, а того, ЧТО в ней. И нам важно конкретизировать – что же именно пугает, что может произойти самого плохого в темноте. Так мы постепенно «включаем» левое полушарие и нам легче понять природу страха и подобрать способ трансформации (в темноте кто-то может жить, кто-то может испугать, могут быть монстры и прочее).

Наша задача – пойти на территорию страха и превратить темноту в «инструмент» или друга. В этом нам может помочь:

  1. Теневой театр.
  2. Игра в темноте с фонариком (спрятать в небольшом неосвещенном помещении «сокровища» и в темноте искать).
  3. Светить фонариком сквозь дуршлаг (на стене и потолке видно «звездное небо»).
  4. Ангел-хранитель день-ночь (я покупала готовый у мастера, можно нарисовать или сделать из любого материала образ ангела-хранителя, которого бы можно было переворачивать разными сторонами – хранитель дня, хранитель ночи).
  5. Спрей от монстров (защитные наклейки-рисунки) и пульверизатор с картинками. Можно поставить на тумбочке ребенка, чтобы он сам, приговаривая, например, волшебные слова: «Монстры, убегайте, меня не пугайте, я вас не боюсь!» – разбрызгивал волшебный спрей.
  6. Сделать «Портрет монстра». Когда мы чего-то боимся, мы пытаемся от него дистанцироваться, когда мы позволяем себе изобразить что-то, мы входим в контакт и меняем «внутренний образ». Моя книжка-практикум «Путешествие Страшилки» во многом на этом построена.
  7. Рисование на черной бумаге. Черная бумага – темнота. Можно рисовать белым маркером или восковыми мелками – уже само рисование на черной бумаге – чудесная терапия, можно наклеить глазки, «пугающие» в темноте, а потом представить, чьи они – ежика, зайчика, белки, котика.
  8. Сделать ловушку для страшных снов или того, что может жить в темноте (сплести мандалу из ниток, нарисовать).
  9. Из радиоконструктора сделать сигнализацию, защищающую от «страшил».
  10. Сделать мобиль из существ, которые живут в темноте и могут стать «хранителями» (летучие мыши, совы). Но важно их делать не из черной, а из цветной бумаги или фольги.
  11. Сделать фонарики из бумаги и лед-свечей.
  12. Играть в прятки.
  13. С 3,5 лет дети часто играют в супергероев. Можно «превратить» ребенка в супергероя с той суперсилой, которая ему поможет в темноте. Например, нарисовать фломастером волшебную кнопку на ладошке или на руке, которая активизирует суперспособности – видения в темноте, в игрушечных магазинах есть «наборы для шпионов» с очками ночного видения.
  14. В мультсериале «Тигренок Даниэль и его соседи» есть хорошая серия для трансформации страхов.

Проявление страхов, тревог, фантазий, истерик, болезней – совершенно естественная часть взросления детей. У самых лучших родителей дети болеют, иногда боятся и вредничают. Благодаря тому, что ребенку безопасно и надежно с нами развиваться, а также его опыту уважения и поддержки, некоторые «симптомы» будут проходить сами. Иногда важно сопровождение специалиста. Часто – мы сами можем стать таким «проводником» в путешествии на территорию страха для его трансформации.

Добрых взрослений!

​Подростковый возраст - ответственный период в становлении мировоззрения, системы отношений, интересов, увлечений и социальной направленности. Существенное развитие претерпевает самооценка, которая неразрывно связана с чувством самоуважения, уверенностью в себе в контексте реальных межличностных отношений.

Подросток, с одной стороны, стремится сохранить свою индивидуальность, быть собой, а с другой - быть вместе со всеми, принадлежать группе, соответствовать ее ценностям и нормам. Разрешить это противоречие не очень легко, и здесь есть несколько путей: от эгоцентризма и ухода в себя ценой потери контактов со сверстниками и дружбы с ними до слепого конформизма - некритического восприятия любых групповых предписаний, отказа от личной свободы и самостоятельности в мнениях и суждениях.

Потребность быть собой - это и стремление к совершенствованию своего "я", что неотделимо от беспокойства, тревоги, страха быть не собой, то есть стать кем-то другим, в лучшем случае - обезличенным, в худшем - потерявшим самоконтроль, власть над своими чувствами и рассудком.

Чаще всего страх быть не собой означает страх изменения. Поэтому эмоционально чувствительные, впечатлительные подростки боятся не только психического, но и физического уродства, что иногда выражается в нетерпимости к физическим недостаткам других людей или в навязчивых мыслях о собственной "уродливой" фигуре, "некрасивых" чертах лица и т. п.

Страх изменения имеет и физиологическое обоснование, поскольку в период полового созревания происходят волнующие сдвиги в деятельности организма (появление менструаций у девочек или поллюций у мальчиков, увеличение или уменьшение массы тела, чрезмерно быстрый рост и болезненные преходящие ощущения в различных частях тела и т. д.).

Как уже отмечалось, в младшем школьном возрасте страх смерти родителей начинает преобладать над страхом смерти себя, достигая максимального развития, как и страхи войны, в подростковом возрасте. У подростков выражены также страхи нападения и пожара, у мальчиков, к тому же, страхи заболеть, у девочек - стихии и замкнутого пространства. Все перечисленные страхи носят главным образом характер опасений и так или иначе связаны со страхом смерти, напоминают о нем подчеркнутым и определенным образом сфокусированным инстинктом самосохранения.

У девочек подростковый возраст более насыщен страхами, чем у мальчиков, что отражает их большую склонность к страхам вообще. Тем не менее, среднее число всех страхов у них и мальчиков заметно уменьшается в подростковом (и младшем школьном) возрасте по сравнению с дошкольным.

Все страхи можно условно разделить на природные и социальные .

Природные страхи основаны на инстинкте самосохранения и помимо основополагающих страхов смерти себя и родителей включают страхи: чудовищ, призраков, животных, темноты, движущегося транспорта, стихии, высоты, глубины, воды, замкнутого пространства, огня, пожара, крови, уколов, боли, врачей, неожиданных звуков и т. д..

Социальные страхи - это страхи одиночества, каких-то людей, наказания, не успеть, опоздать, не справиться, не совладать с чувствами, быть не собой, осуждения со стороны сверстников и т. д.

Специальный опрос подростков 10-16 лет показал явное преобладание природных страхов в 10-12 лет и социальных - в последующие годы, с максимальным нарастанием в 15 лет. Мы видим своеобразный перекрест рассматриваемых страхов в подростковом возрасте - уменьшение инстинктивных и увеличение межличностно обусловленных страхов.

По сравнению с мальчиками у девочек большее число не только природных страхов, но и социальных. Это не только подтверждает большую боязливость девочек, но и указывает на более выраженную у них тревожность.

Для уточнения этих данных использована специально разработанная шкала тревожности из 17 утверждений типа: "Часто ли тебя охватывает чувство беспокойства в связи с какими-либо предстоящими событиями?", "Беспокоит ли тебя, что ты в чем-то отличаешься от сверстников?", "Волнует ли тебя будущее своей неизвестностью и неопределенностью?", "Трудно ли тебе переносить ожидание контрольных и ответов?", "Часто ли у тебя от волнения перехватывает дыхание, появляется комок в горле, дрожь в теле или красные пятна на лице?", "Имеешь ли ты обыкновение собираться раньше большинства твоих сверстников?" и т. д.

Выяснилось, что тревожность, как и социальные страхи, достигает своего максимума у мальчиков и девочек в 15 лет, то есть к концу подросткового возраста, причем у девочек тревожность достоверно выше, чем у мальчиков. Нарастание тревожности и социальных страхов является одним из критериев формирования самосознания у подростков, повышающейся чувствительности в сфере межличностных отношений.

В 12 лет у мальчиков меньше всего выражены страхи как природные, так и социальные, и вместе с ними эмоциональная чувствительность. Девочки в этом возрасте меньше всего боятся смерти. Снижение эмоциональной чувствительности и обусловленное этим уменьшение отзывчивости и общего количества страхов, прежде всего у мальчиков, объясняется началом периода полового созревания и свойственным ему усилением возбудимости, негативности и агрессивности.

Следовательно, чем больше выражен уровень агрессивности, тем меньше страхов, и наоборот: чем больше страхов, тем меньше способность к причинению другим физического и психического ущерба. Недаром мы видим, как одни, расторможенные в поведении, самоуверенные и агрессивные подростки бахвалятся своим бесстрашием и бесцеремонностью, отсутствием нравственно-этических установок, а другие страдают от неспособности защитить себя, будучи неуверенными в себе, вечно виноватыми и мечтающими о мире и согласии между всеми, без исключения, людьми.

Большинство же подростков находятся как бы посередине: не такие самоуверенные, они могут постоять за себя при необходимости и более гибки и контактны в отношениях со сверстниками. И страхи у них есть, но их относительно немного и они, скорее, средство защиты, предупреждения опасности там, где она реально может представлять угрозу для жизни, здоровья и социального благополучия. Так что в подростковом диапазоне страхов будут их полное отсутствие при расторможенности, избыток при неуверенности в себе и неврозах и наличие естественных для возраста страхов как сигналов опасности.

По данным статистического (корреляционного) анализа, отсутствие эмоционально теплых, непосредственных отношений с родителями у младших подростков или конфликтные отношения с ними у старших подростков существенным образом влияют на увеличение страхов, прежде всего, в области межличностных (социальных) отношений. Причем девочки реагируют на отсутствие взаимопонимания между родителями гораздо большим увеличением страхов, чем мальчики, то есть отчуждение родителей травмирует их больше и нередко способствует появлению депрессивных оттенков настроения.

Таким образом, межличностная напряженность и низкое взаимопонимание в семье увеличивает число страхов у подростков, подобно тому как это происходит в старшем дошкольном возрасте. Очевидно, что эти возрастные периоды по-своему чувствительны к страхам, что и нужно учитывать часто ссорящимся или не разговаривающим друг с другом взрослым.

Как никогда раньше, большое число страхов у подростков понижает уверенность в себе, без которой невозможны адекватная самооценка, личностная интеграция и принятие себя, претворение планов в жизнь и полноценное общение. Это подтверждают и данные опроса в классе. При значительном числе страхов имеют место неблагоприятное положение подростка в коллективе, малое число положительных выборов со стороны сверстников, особенно того же пола, то есть низкий социально-психологический статус.

Как мы видим, страхи у подростков - не столь редкое явление, но они обычно тщательно скрываются. Наличие устойчивых страхов в подростковом возрасте всегда свидетельствует о неспособности защитить себя. Постепенное перерастание страхов в тревожные опасения говорит также о неуверенности в себе и отсутствии понимания со стороны взрослых, когда нет чувства безопасности и уверенности в ближайшем, социальном окружении.

Следовательно, подростковая проблема "быть собой среди других" выражается как неуверенностью в себе, так и неуверенностью в других. Вырастающая из страхов неуверенность в себе является основой настороженности, а неуверенность в других служит основой подозрительности. Настороженность и подозрительность превращаются в недоверчивость, что оборачивается в дальнейшем предвзятостью в отношениях с людьми, конфликтами или обособлением своего "я" и уходом от реальной действительности.

В отличие от обычного, навязчивый страх воспринимается как нечто чуждое, происходящее непроизвольно, помимо воли, как своего рода наваждение. Попытки справиться с ним путем борьбы способствуют только его укреплению, подобно тому, как свая все глубже и глубже уходит в землю при резких ударах.

Физиологически навязчивость - это всегда определенный, генерирующий беспокойство динамический участок мозга, который, как доминанта, отгорожен от остальных отделов мозга защитным, запредельным торможением. Образно говоря, мы имеем высокую башню, постоянно излучающую яркий, слепящий свет даже днем, когда в этом нет никакой необходимости. Сама же башня окружена надежной системой защитных сооружений в виде стены, рва с водой, сторожевыми вышками и т. д. Взять наскоком эту крепость не удается, подобно тому, как иногда не получается сбросить, стряхнуть с себя страхи.

Навязчивые страхи - это то, что неприемлемо для человека, то, что он не хочет допустить в свое сознание, но от чего сразу не может освободиться сам, поскольку это означало бы полную, окончательную, бесповоротную победу рациональных сторон психики над ее эмоциональными, чувственными, инстинктивными сторонами. Страх бы и прошел со временем, но он закрепился именно вследствие борьбы с ним, непримиримого отношения, неспособности пойти на компромиссы, признать свою неудачу и защитить себя в дальнейшем.

Из изложенного выше следует, что навязчивым страх становится не сразу, а спустя какое-то, иногда довольно длительное, время. Исходный же страх может появиться быстро, внезапно от сильного, неожиданного испуга, переживания, потрясения, то есть в результате эмоционального стресса или шока, который фиксируется, запечатлевается и действует подобно занозе, причиняя беспокойство всякий раз, когда вспоминаются аналогичные обстоятельства или когда с ними соприкасаются.

Скажем, испытанный однажды страх при ответе у доски, растерянность, замешательство могут непроизвольно запечатлеваться в эмоциональной долговременной памяти (а она всегда выражена у тех, кто предрасположен к страхам) и напоминать о себе всякий раз при повторных вызовах к доске. Разовьется тогда и волнение в ожидании очередной неудачи, даже просто от представления о ее возможности. Итогом будут скованность, напряжение, сбивчивая, невнятная речь, потеря хода мысли и получение не той оценки.

Подобным образом идет непроизвольное саморазвитие страха, воспринимаемого как чуждое, не подчиняющееся воле образование. Все большее переживание своей неполноценности, снижение активности, отказы от какого-либо риска, неестественная возбудимость в ожидании и торможение при ответах и есть типичная картина невроза навязчивых состояний, в виде страхов, или невроза ожидания, как говорили раньше.

Характерно и развитие в подобных случаях невротического заикания с неизбежными письменными ответами, прекращением вызовов к доске и ответов с места вообще. Нужно ли говорить, что это только способствует фиксации заикания, развитию пораженческих настроений и инвалидизации психики подростка.

По такому же типу развивается навязчивый страх замкнутого пространства, когда обморочные состояния от духоты или утомления, пережитые при давке в метро, автобусе, служат причиной отказа от этих видов транспорта в дальнейшем, поскольку существуют страхи повторения испытанного ужаса.

В обоих случаях речь идет о фобиях - навязчивых страхах, когда существует непроизвольная болезненная фиксация на каких-либо пережитых, травмирующих событиях жизни. Лежащая в основе подобных страхов навязчивость указывает на определенную негибкость мышления, застойность психических процессов, обусловленных как гипертрофированным развитием чувства долга, принципиальности, так и чрезмерным утомлением, перенапряжением интеллектуальных процессов.

Еще не окрепшая психика подростка не выносит насилия над собой, длительной и изматывающей гонки за престижем. Недаром навязчивые страхи и мысли типичны для детей и подростков, стремящихся не столько соответствовать общепринятым нормам, успевать во всем, сколько быть всегда первыми, получать только отличные оценки. Причем здесь не делается никаких исключений, не учитываются требования момента, реальное соотношение сил, то есть опять же проявляются негибкость и максимализм. Все эти подростки с обостренным чувством "я", обидчивые и честолюбивые, односторонне ориентированные на успех, не признающие никаких отклонений от заданной цели и тем более поражений.

С одной стороны, они хотят во всем соответствовать принятым обязательствам, оправдать ожидания, то есть быть вместе со всеми. С другой стороны, они не хотят потерять свою индивидуальность, раствориться в массе, быть слепым исполнителем чьей-то воли. В этом мы снова видим трудноразрешимую при неврозах проблему "быть собой среди других", поскольку довлеющий страх "быть не собой", то есть измененным, лишенным самоконтроля и неспособным в целом, означает и страх не соответствовать другим, не быть принятым сверстниками и (более широко, в плане школьной адаптации) социально признанным.

Остановимся подробнее на связанных с навязчивыми страхами опасениях и сомнениях, поскольку они присущи именно подростковому возрасту. Во многом они имеют предпосылки в младшем школьном возрасте, в уже рассмотренных страхах того, что может случиться, страхах опоздать, не успеть, быть не тем, не соответствовать требованиям.

Все эти страхи пропитываются у подростков навязчивыми мыслями, различного рода идеями фикс, что порождает навязчивые опасения какой-либо неудачи, поражения, стыда и позора. Часто навязчивые опасения касаются здоровья, особенно если в семье кто-нибудь часто болеет и идет много разговоров на эту тему.

Если подросток достаточно мнителен и подвержен беспокойству (а это достается ему "в наследство" от тревожно-мнительных родителей), то у него проявляются навязчивые опасения, что его никто не любит, не понимает, что он никому не нужен, что у него нет будущего, перспектив, возможностей, что все уже позади, закончено, остановилось и жить не имеет смысла.

Подобный нигилизм существования отражает тревожно-мнительный стиль мышления, своего рода "горе от ума", невозможность достижения идеала, стремление всем понравиться, делать все так, как нужно, как следует. Подобная сверхценная идея вступает в противоречие со свойственной мнительным людям мягкостью характера и неуверенностью в себе.

В результате, чтобы быть окончательно уверенным в том, что все делается как нужно, и тем самым избежать беспокойства по поводу своей некомпетентности, мнительные люди вынуждены постоянно проверять точность, правильность, соответствие своих действий, что и выражается в виде непроизвольно появляющихся навязчивых сомнений. Например, в том, правильно ли сделано домашнее задание, собрано ли все, что нужно, в портфель, закрыта ли дверь, а если да, то, может быть только на один оборот ключа и т. д. и т. п.

Поскольку навязчивые сомнения могут появляться по любому, даже самому ничтожному поводу, они причиняют немало мучений подросткам, заставляя непроизводительно тратить свою психическую энергию, поскольку не могут быть "выброшены из головы" одним усилием воли.

Навязчивые опасения и сомнения часто сочетаются между собой, подобно тому как дополняют друг друга их источники - тревожность и мнительность. Для того чтобы опасаться, нужно сомневаться в своей способности защитить себя, а чтобы сомневаться, нужно опасаться сделать что-либо не так. Нередко человек, подверженный навязчивым опасениям, представляется окружающим как заядлый скептик, а испытывающий навязчивые сомнения - как безнадежный пессимист, что не только дополняет друг друга, но и создает типичный для подросткового возраста тревожно-депрессивный настрой с его пониженным фоном настроения, беспокойством, чувством безнадежности и неверия, пессимистической оценкой перспективы. (Противоположную неврозам картину мы видим при психопатических развитиях личности в виде бесцеремонности, агрессивности, расторможения влечений и неадекватно завышенной самооценки).

Проиллюстрируем сказанное рядом наблюдений. В первом случае речь идет о боязливой, неуверенной в себе и мнительной девочке 14 лет, которую преследовал навязчивый страх непроизвольного мочеиспускания (один раз это произошло незаметно для окружающих). Из-за страха повторения неприятного эпизода она становилась скованной и застенчивой в новых ситуациях общения, а от постоянного напряжения - раздражительной, подавленной и плаксивой.

Детство не было счастливым. Мать развелась с отцом, когда ребенку было 4 года. Девочка долго грустила, временами была капризной и плаксивой, скучала по отцу, к которому успела привязаться. Но непримиримая мать была категорически против дальнейших контактов дочери с отцом, хотя бы и потому, что они были похожи друг на друга как две капли воды.

В 6 лет на фоне возрастного страха смерти девочка тяжело перенесла двукратную операцию по удалению аденоидов, боялась всех медицинских процедур и ее нельзя было уговорить идти лечить зубы. В школе возникли проблемы из-за застенчивости и насмешек сверстников. В результате все больше стала уходить в себя, сдерживая внешнее выражение чувств, появились головные боли и, наконец, произошел эпизод с непроизвольным мочеиспусканием.

Ее организм не выдержал многолетней нервно-психической перегрузки, состояния постоянного беспокойства и страха. Переживания были настолько сильны, что стала контролировать каждый свой шаг, без конца посещать туалет и навязчиво думать о том, что может произойти. Не думать об этом она уже не могла, и ее навязчивые мысли, опасения, страхи были результатом болезненного расстройства эмоций, невротического конфликта между рациональными, контролирующими и эмоциональными, чувствующими сторонами психики.

Следует сказать и о другой девочке 14 лет, которая не знала, чего она боится конкретно, так как боялась всего, а особенно - сделать что-либо не так, как нужно. Из-за этого была крайне скованной, нерешительной и застенчивой в общении. К тому же, будучи беззащитной и доброй, чувствительной и обидчивой, не могла постоять за себя, и ее мог обидеть кто угодно. Боялась смерти, темноты и наказания, что, как мы знаем, присуще более раннему возрасту.

Вследствие нарастающей с годами неуверенности, страхов и тревожности испытывала все больше затруднений в общении со сверстниками, часто была вынуждена отмалчиваться, переживая, что не такая как все, не умеет вести себя свободно и непринужденно. Соответственно и настроение становилось все более подавленным, и когда мы впервые увидели ее, она производила впечатление сникшей, заторможенной и потерявшей веру в себя.

Выяснилось, что живет она с матерью и ее родителями, а отец был устранен из семьи вскоре после ее рождения. Всем в семье единолично распоряжается бабушка, считающая себя всегда и во всем правой. Недоверчивая и подозрительная, бабушка к тому же постоянно опасается, как бы чего не случилось, никогда не выходит из дому одна, не пользуется транспортом.

Ее постоянно сопровождает муж, человек исключительно мягкий и податливый. В то же время он постоянно сомневается в правильности своих действий, назойлив и приставуч - зануда, как оценивают его близкие. Как и многие мнительные люди, он педант, болезненно воспринимающий любые перемены. Поэтому у него все разложено по полочкам, ручка всегда лежит на одном и том же месте, пальто - на одном крючке, каждое утро он заходит к внучке и, церемонно расшаркиваясь, говорит одни и те же слова приветствия.

Общее у всех в семье - повышенная принципиальность в сочетании с постоянной озабоченностью, недовольством, отсутствием жизнерадостности, пессимизмом и неверием в возможность перемен. Кроме того, у всех взрослых внутренний способ переработки переживаний (импрессивность), крайне ограниченный круг контактов и подчеркнутая избирательность в них, недостаточная общительность в целом.

Очевидно, что в свое время жизнерадостный, контактный, общительный и тем самым "легкомысленный" для "глубокомысленной" семьи отец девочки "не пришелся ко двору" и был "предан анафеме" авторитарной бабушкой с ее категоричностью и нетерпимостью. Лишив дочь мужа, она продемонстрировала всем ее несамостоятельность и неумение жить "как нужно", "правильно", "как нас учили". Тем самым она могла, как и в детстве, властно опекать дочь.

Неудивительно, что мать девочки и сама в подростковом возрасте испытала все теперешние проблемы дочери. Она также, скованная страхом, часто молчала, покрывалась красными пятнами при волнении, была застенчивой и стеснительной, робкой и нерешительной. И сейчас не уверена в себе, боится, что в окружении незнакомых людей будет выглядеть смешной, уродливой, хотя и понимает неоправданность этих опасений.

У дочери та же картина: застенчивость, робость и страх, что она скажет сверстникам, не смешно ли будет выглядеть при этом. Из-за навязчивых опасений теряется естественность в поведении, появляется скованность, меняется интонация голоса. Как она сама говорит: "Есть девочки, которые не лезут в карман за словом, я же сразу не могу сказать, сообразить, что ответить, до меня позже доходит, как нужно было бы сказать, но уже поздно, и я очень переживаю это".

Застенчивость не обошла стороной и мальчика 12 лет, который терялся в школе и от страха не мог сказать ни слова, если его спрашивали внезапно или не о том, что он так старательно учил дома. Большинство же его сверстников не только не испытывали подобных проблем, но, скорее, не очень переживали по поводу своих ответов, демонстрируя независимость и отсутствие страха.

Наш же мальчик, будучи крайне осторожным и предусмотрительным, постоянно боялся сделать что-либо не так и полностью растерялся в 4-ом классе, когда лишился прежней учительницы, к которой привык за три года, понимая, чего она от него хочет, на что может рассчитывать, то есть он мог прогнозировать ее требования и приспособился к ним.

Адаптироваться таким же образом к многочисленным учителям в 4-ом классе уже не мог, поскольку все они требовали по-своему, и часто им было не до его особой чувствительности. Тем не менее, больше всего на свете он боялся, когда ребята начинали дружно смеяться над его ответами. Тогда речь становилась невнятной, и он готов был от стыда провалиться сквозь землю.

Друзей у него не было, школу невзлюбил окончательно и ходил в нее, как на исправительные работы, отбывая повинность. Все это можно понять, если учесть, что мальчик был невротически привязан к матери и мог делать уроки только в ее присутствии, будучи спокойным и уверенным только тогда, когда она тут же, без промедления, проверяла домашнее задание и исправляла все допущенные ошибки, то есть приготовление уроков было тщательно отрепетированным ритуалом, устраняющим вероятность неудачи.

Но как раз в школе она его и настигала из-за растерянности и страха в отсутствие поддержки со стороны матери. Страх сказать что-либо не так или сделать плохо был внушен не только беспокойной матерью, но и мнительным отцом, который более чем серьезно принялся за его воспитание в 10 лет, когда сын был по возрасту повышенно восприимчив к внушениям.

Отец педантично проверял каждый шаг и без того ответственного сына, читал без конца мораль, угрожал всяческими карами и даже наказывал физически за ошибки. Вскоре на отца стала равняться и мать, что сын воспринял крайне болезненно, поскольку она начала раздражаться и сердиться.

В итоге, вместо того чтобы помочь сыну преодолеть неуверенность и зависимость, родители непроизвольно усиливали их излишним давлением, моральным гнетом и физическими наказаниями. Делали они все это во имя любви к своему единственному и поздно родившемуся ребенку, но результат, как видим, был противоположным их стремлениям.

Вселившийся в мальчика страх истощал остатки уверенности, вызывал замешательство при ответах в школе и общении со сверстниками.

За помощью к нам обратился отец, письменно изложивший, что его беспокоило у сына: 1) временами не слышит, не обращает внимания на советы; 2) слишком долго делает уроки, с 16 до 22 часов, и не учится так, как мог бы; 3) боится всего, что есть и чего нет на свете; 4) не имеет друзей и становится сам не свой в незнакомом месте.

Вначале отец был таким же нетерпеливым и требовательным к нам, как и к сыну, ожидая незамедлительного решения всех его проблем. Постепенно он понял, особенно после того, как ответил на опросники и мы поговорили с ним, что многие проблемы сына присущи и ему самому, и жене, а "глухота" сына не что иное, как защитная, охранительная реакция мозга в ситуации болезненного перенапряжения нервных сил и возможностей.

К чести отца, он смог во многом перестроить себя и посещал вместе с сыном игровые занятия по развитию контактности, уверенности в себе и адекватной психической защиты. Мать также в чем-то перестроила свою тактику, предоставляя большую самостоятельность сыну и помогая ему при реальной необходимости.

Так были устранены его страхи и остановлено развитие тревожной мнительности в характере. Слагалась она, во-первых, из навязчивых страхов не оправдать требований и ожиданий родителей, лишиться поддержки и любви, особенно матери, инфантильная зависимость от которой только усиливалась напускной строгостью отца. Во-вторых, из навязчивых опасений не соответствовать роли хорошего ученика и, в-третьих, из навязчивых сомнений в своей способности быть "как все", дружить и общаться. В этом и состоит триединство навязчивых страхов, опасений и сомнений как основы формирования тревожно-мнительных черт характера.

Почему дети боятся темноты? Вопрос, как говорится, интересный, особенно если учесть, что темноты боятся далеко не все дети. Поэтому тут же возникает и другой вопрос: почему одни дети темноты боятся, а другие нет? Но даже если темноты боится один ребенок из десяти (а на самом деле таких детей гораздо больше), то это все равно немалая проблема, поскольку страх (любой страх, в том числе и боязнь темноты) — чувство деструктивное и разрушающее.

И вопрос «почему» приобретает еще большее значение, как только вспоминается железное правило: устранить любую проблему можно только тогда, когда становятся понятными ее истоки и ее природа. Так какова же природа детской боязни темноты?

Разные взгляды на природу детского страха темноты

Детский страх темноты неоднократно изучался самыми разными учеными, в том числе педиатрами, педагогами, психологами, психиатрами, психоаналитиками и психотерапевтами, а также объединенными группами самых разных специалистов. Такое серьезное внимание к этому вопросу объясняется тем, что здоровая, успешная и по-настоящему работоспособная и деятельная личность может сформироваться только из совершенно здорового (не только физически, но и эмоционально, и психологически, и психически) ребенка. То есть от здоровья детей (в том числе и от отсутствия у детей страхов) зависит будущее всего человечества, как бы высокопарно и пафосно это и не звучало бы.

Итак, прежде всего, какие же выводы сделали ученые мужи?

Необходимо сказать, что выводы разных исследователей не просто различаются, а различаются диаметрально. На сегодняшний день существуют три главные теории, связанные с возникновением у ребенка любых страхов.

Согласно одной из теорий, боязнь (или страх) темноты относится к врожденным страхам человека, то есть к тем страхам, которые в каждом живущем запрограммированы природой генетически и которые регулируются инстинктом самосохранения, которым наделены не только дети, но и все живые существа. Приверженцы этой теории называют довольно обширный список таких страхов, в том числе и страх темноты.

Другая теория гласит, что врожденными (генетически заложенными) страхами следует считать только два страха, к которым относятся только страх перед громкими звуками и страх падения с высоты. А любые другие страхи следует считать приобретенными в процессе жизнедеятельности, то есть в процессе приобретения жизненного опыта.

Однако оппоненты этой теории говорят, что новорожденные не демонстрируют страх громких звуков и падения, поскольку, что касается падения, новорожденный еще не ориентируется в пространстве как следует и не может оценить свое положение, а также возможные последствия падения. Что же касается громких звуков, то они просто привлекают к себе внимание. Однако, как бы там ни было, страх темноты в этот короткий перечень уже не входит.

Приверженцы же третьей теории говорят о том, что новорожденный ребенок не имеет никаких страхов вообще и что все страхи появляются только по мере взросления и только в результате жизненного опыта. Именно потому, что разные дети имеют совершенно неодинаковый жизненный опыт, одни малыши боятся темноты, а другие реагируют на нее совершенно спокойно.

Ученые-психиатры настойчиво повторяют, что любой страх — это практически всегда последствия какой-то психической травмы, но в любом случае к страху следует относиться как к защитной реакции организма, точнее, к защитной функции психики, которая пытается защитить человека (в нашем случае ребенка) от какой-то опасности, даже если эта опасность не имеет с реальностью ничего общего.

Применительно к вопросу о страхе темноты можно сказать, что этот страх появляется тогда, когда ребенка напугали именно темнотой, рассказали, что в темноте скрывается нечто опасное и угрожающее. Еще хуже, когда опасность темноты формируется из наказания ребенка темнотой (ребенка заперли в темном помещении).

Безусловно, реакция всегда зависит от индивидуальных особенностей детской психики, однако не следует забывать, что детская психика находится еще только на стадии формирования и укрепления, и любые «страшилки», в том числе и страшные рассказы о темноте, могут закончиться очень плохо.

Внимание! Ученые с уверенностью сообщают, что сформированный в детстве страх, в том числе и страх темноты, полностью победить и преодолеть невозможно, однако возможно подавление страха, если известна его психологическая подоплека (основа).

Боязнь темноты у ребенка может приобретать разные формы — от предчувствия чего-то нежелательного и неприятного, до ощущения угрозы и панического состояния.

Природа детского страха темноты

Практические наблюдения за разными детьми (разный возраст, разные социальные группы, разные модели воспитания, разное физическое и психическое состояние и пр.) позволяют сделать вывод, что страх темноты может развиваться только у тех детей, которых специально пугают темнотой и опасностями, которые якобы могут скрываться в темноте.

Нередко можно услышать о родителях, которые, чтобы обеспечить себе свободный и спокойный вечер, оставляют маленького ребенка в комнате одного и, выключая свет, говорят ребенку, что в темноте под кроватью живет какое-то опасное существо (волк, Бабай, злой волшебник — на что хватит фантазии), чтобы малыш не вздумал выбраться из постели. В результате родители могут наслаждаться телевизором, а малыш с трудом дышит от страха и боится даже повернуться на другой бок. Результатом таких «воспитательных мероприятий» становятся детские неврозы, истерические состояния, ночные энурезы и другие неприятности со здоровьем ребенка.

Внимание! Результатом запугивания малыша, в том числе и запугивания темнотой, может стать абсолютно любое заболевание любого органа или системы детского организма. В таком случае этиологию заболевания и взаимосвязь между страхом (например, страхом темноты) и болезнью выявить крайне сложно, а иногда и невозможно вообще, что намного усложняет дальнейшее лечение любой патологии.

К сожалению, именно родители часто становятся источником формирования у детей боязни темноты.

Психологи и психиатры убедительно просят родителей, да и всех взрослых, никогда не пугать детей, тем более не пугать их ради того, чтобы дети слушались. Причем пугать нельзя ничем вообще — ни милиционером, ни волком, ни темнотой, ни злым дядькой, ни ведьмой…

Любой страх в итоге трансформируется в страх смерти, а для любого ребенка это слишком серьезный и жестокий стресс. Предупреждать детей можно только о настоящих (реальных) опасностях, которые могут ему действительно угрожать. А воспитание страхом — это самый жесткий и жестокий вариант воспитания, который может привести к самым пагубным последствиям, начиная от чрезмерной осторожности, пассивности и тревожной мнительности и заканчивая серьезными психическими расстройствами.

Однако следует назвать и другие причины формирования страха темноты у малышей.

Очень большую роль в формировании личности ребенка, в том числе и в формировании детского мировосприятия, включая страхи, играют телевизионные фильмы, мультфильмы, телепередачи, которые не предназначены для детского просмотра, но которые дети все равно смотрят. Особенно опасными могут быть просмотры такой кинопродукции, когда рядом нет никого из взрослых, кто мог бы правильно прокомментировать происходящее на экране и подкорректировать детское восприятие.

Кроме того, нередко страх темноты (как, впрочем, и другие страхи) дети «приносят» или «привозят» из детского сада, из школы, из детского лагеря — не секрет, что именно там популярны рассказы о «черной-пречерной руке, которая черной-пречерной ночью…» и другие страшилки, которые могут иметь очень пагубное воздействие на детскую психику, особенно если эта психика по какой-то причине ослаблена.

Внимание! По данным статистики, до 89 % детей в возрасте от трех до восьми лет боятся темноты.

Статистических данных, которые могут претендовать на сколько-нибудь полную достоверность, относительно детей более старшего возраста практически не существует, поскольку многие дети стараются скрыть свой страх темноты от посторонних людей, считая его слишком «детским» и «несерьезным».

Родители должны отчетливо понимать и то, что ночные кошмары и страхи, включая страх темноты, у детей могут формироваться даже под влиянием неправильного питания, причем особенно негативно воздействуют на детские эмоции мясные и/или жирные блюда, которые съедены на ночь, — тут уже и взрослым кошмары привидятся.

Как бороться со страхом темноты?

Назидательные слова о том, что не надо было пугать ребенка, в этом случае не помогут. Тем более, что источник страха вполне мог находиться и за пределами семьи и дома. Но как бы там ни было, оставлять малыша наедине с монстрами и ужасами нельзя ни в коем случае.

Ученые утверждают, что полностью искоренить страх темноты уже не получится, однако его можно подавить и уменьшить его симптомы. В некоторых случаях страх темноты удается уменьшить практически до нуля, хотя рецидивы полностью не исключены и вполне вероятны.

Если ребенок боится темноты, то просто необходимо устранить его страх самым простым способом — поставить в детской ночник. Однако следует понимать, что ночник — это не маленькая лампочка в обычной настольной лампе: дневные осветительные приборы в качестве ночника использовать категорически не стоит.

Очень важно, чтобы ночник включался тогда, когда малыш еще не спит, а только собирается лечь в кровать. И ни в коем случае нельзя выключать ночник, когда ребенок уже уснул: дело в том, что если малыш проснется ночью, а ночник не будет гореть, то у ребенка может случиться приступ паники, истерика и еще бог весть какие неприятности. Как правило, необходимость в ночнике проходит довольно быстро.

Кроме ночника, вечером можно включать в детской очень негромкую и очень спокойную музыку. Зачем это делать? Дело в том, что очень часто страх темноты сопровождается еще и страхом тех чудовищ, которые в темноте прячутся (сама-то по себе темнота не страшна, а вот то, что там спрятано, — вот это ужас!). А чудовища, как известно, то чавкают, то ворочаются, то сопят, то скрипят, то шелестят чем-то. И вот чтобы эти звуки, пусть даже и воображаемые, не мешали малышу уснуть, музыка и пригодится. А когда ребенок уснет, музыку можно и выключить.

При борьбе со страхом темноты очень важно говорить с ребенком и пытаться выяснить, чего же конкретно он боится. Ни в коем случае не стоит отмахиваться от детских фантазий — лучше всего все детские мысли и впечатления очень подробно обсуждать и разбирать, чтобы потом объяснять, почему все это никак не может быть страшным.

Если ребенок еще очень маленький или очень впечатлительный, ему можно рассказать о добрых домовых, то есть о духах дома, которые всегда охраняли жилище и всех, кто здесь живет. Известно, что домовые никогда не показываются хозяевам, однако же им нужно наливать молочко в блюдечко или оставлять какую-то другую еду. Кстати, домовые очень любят кошек и других домашних животных, так что борьба со страхом темноты может стать весьма подходящей причиной завести дома, например, котенка.

Очень благотворно воздействует на детей вместе с плюшевой игрушкой — это может быть медведь, обезьянка, Чебурашка, слоник, собака и любая другая мягкая игрушка, которая понравилась малышу. Интересно, что некоторые детки предпочитают большую игрушку, а некоторые отдают предпочтение маленькой, а есть дети, которые тащат в постель сразу несколько игрушек. Однако, если речь идет о борьбе со страхом и о здоровье малыша, то пусть берет с собой все, что ему нужно для спокойствия и уверенности — постепенно игрушки из постели уйдут сами по себе.

Также психологи советуют попросить ребенка нарисовать того, кого он боится. Иногда некоторым детям это существенно помогает, потому что любое нарисованное существо можно описать не как страшное, а как смешное или забавное: то нос сбоку, то уши огромные, то лапы короткие. А может быть, это и вовсе никакое не страшное чудовище, а просто несчастный, маленький и брошенный всеми Ужастичек, с которым никто не играет, потому что все почему-то боятся.

И тогда мама, которая знает все, может вечером рассказывать малышу истории о том, что Ужастичек на самом деле хороший — сегодня он кормил воробьев и прятался в тени, чтобы над ним не смеялись, а завтра он будет непременно пускать в луже бумажные кораблики, так что можно составить ему компанию, сложив свой собственный кораблик. А если с Ужастичком вместе играть и подружиться, то он уж точно никого пугать не будет, потому что друзей не пугают.

Если у ребенка есть своя комната, то очень важно, чтобы детская была не маленькой копией гостиной или папиного кабинета, а именно детской — волшебной, сказочной и доброй. Потолок — звездное небо, дверь — дорога в сказочный солнечный лес, где живет олененок Бемби, диванная подушка — огромная полосатая рыба из далекого теплого моря… Ну, разве в такой комнате могут водиться чудовища и страхи? А темнота нужна, чтобы все как следует выспались и завтра были еще сильнее.

В борьбе с любыми детскими неприятностями, в том числе и в борьбе со страхом темноты, есть очень простой, но очень важный секрет — ребенок должен знать и постоянно чувствовать, что его любят, его понимают, без него не могут обойтись. Только тогда ребенок спокоен и в его душе не остается места никаким страхам.

Очень важно, чтобы ребенок ложился спать в определенное время и по определенному ритуалу, который выработан в семье. Это может быть сказка на ночь, колыбельная, рассказы о планах на завтра, загадывание самого секретного желания, пожелание спокойной ночи фикусу или кактусу — что угодно, лишь бы ребенку это нравилось.

Внимание! Если ребенок боится темноты, его ни в коем случае нельзя ругать или называть трусом — проблема никуда не денется, а, может быть, еще и обострится, а вот доверие маленького человека будет потеряно. Кроме того, если малыша ругать и стыдить за его страх темноты, то у ребенка может сформироваться комплекс неполноценности, а страх может усилиться. Также можно добиться того, что страх будет загнан внутрь и бороться с ним будет еще сложнее.

Очень важно, чтобы перед сном ребенок не развивал слишком бурную деятельность, а нашел для себя спокойное занятие, которое не перевозбуждает центральную нервную систему. Все активные игры должны заканчиваться хотя бы за пару часов до сна.

Не менее важно и то, какие сказки читают ребенку на ночь, какие мультфильмы ребенок смотрит. В этом случае родители должны очень придирчиво относиться ко всему, что видит и слышит ребенок. Очень важны и комментарии, которые получает малыш, слушая новую сказку или просматривая очередной мультик.

Выводы

Ребенок боится темноты… Что он видит там, в этой пугающей и злой темнотище? Почему темнота кажется ему опасной и угрожающей? Древний мудрец Конфуций многие века назад сказал, что гораздо проще зажечь хотя бы самую маленькую свечку, чем все время проклинать темноту и тратить на это силы. Скорее всего, Конфуций не имел ввиду детский страх темноты, однако мудрые мысли потому и мудры, что их можно применить к самым разным ситуациям…

А еще можно вспомнить историю, которую рассказал художник, иллюстрирующий детские книги: коты не боятся темноты потому, что точно знают — самое страшное прячется не в темноте, а у тебя голове… Так что зажигаем ночник, наливаем в блюдечко молочка для домовенка, тащим с собой под одеяло слона с цветастыми ушами — и ничего не боимся!

Я боюсь темноты. Правда. Не сильно, конечно, не до патологии, и не всегда, но в целом опасаюсь. А все началось в детстве. Помню, однажды я не спала всю ночь: мамино пальто на вешалке, которое после чистки повесили на гвоздик проветриться, неожиданно «превратилось» в Пиковую Даму. Я знала, конечно, что это пальто, но у страха-то глаза велики! Да еще и фантазия сделала свое дело – Дама почти натурально «шевелилась» и как-будто смотрела на меня. Позвала бабушку. Она у меня женщина была решительная, местами даже жесткая, такие после войны избы сами отстраивали и поля пахали.

Бабушка не нашла лучшего решения, чем заставить меня идти через всю темную комнату до этой ужасающей вешалки, чтобы я сама убедилась, что это просто пальто. Не буду описывать весь свой детский ужас в процессе преодоления нескольких метров того пути. Скажу только, что эпизодический страх темноты остался со мной как напоминание о детстве.

Подозреваю, что метод бабушка выбрала неправильный. Поэтому, когда мои собственные дети начали заявлять, что у них в комнатах поселились в темноте Бабайки, привидения, пришельцы и прочие «там кто-то есть», действовать я начала иными методами.

Статистика

  1. Из 100 мам 80 отмечают, что из всех видов страха их детям свойственна боязнь темноты. Таким образом, 8 из 10 детей в возрасте от 3 до 10 лет боятся темных комнат.
  2. В 80% случаев страх темноты передается по наследству. Если она была у родителей, то с большой долей вероятности, ребенок тоже будет бояться темноты.
  3. У 10% людей на планете страх темноты сохраняется всю жизнь.
  4. У 2% он перерастает в болезнь – никтофобию.

Причины

Страх темноты – это не страх перед отсутствием света как такового. Это страх перед тем неизведанным и неприятным, что может скрываться в этой темноте. Поскольку во мгле наш мозг не получает четкого сигнала от органов зрения о безопасности окружающей обстановки, возникает некая неопределенность. А если фантазия богатая, то она быстро «дорисует» отсутствующие элементы. И пожалуйста – страшная картина готова! Дети, как известно, обладают большей способностью фантазировать, а потому детские страхи – явление столь распространенное.

Страх, как выяснили ученые, у ребенка начинается еще во время внутриутробного развития. Именно тогда кроха уже способен чувствовать, если мама тревожится, пугается или сильно переживает.

Неродившийся пока малыш, конечно, еще не способен понять, что именно происходит, но его нервная система и головной мозг отлично «запоминают» биологическую реакцию на страх. В результате эмбрион получает способность бояться. Правда, пока инстинктивно.

Когда страх становится осознанным?

  1. Чаще других страх перед темнотой испытывают дети, которые спят одни. Поэтому косвенно страх темноты - это страх перед одиночеством. Испытывать его могут даже новорожденные.
  2. Если родители увлекаются «страшилками». «Не будешь есть кашу - позову Бабая» или «Если ты не перестанешь баловаться, за тобой придет злой колдун!». В темноте, когда ребенок расслабляется перед сном и мысленно, как и взрослые, прокручивает в голове дневные переживания, именно этот «Бабай» или «злой колдун» могут материализоваться в воображении малыша в темной комнате.
  3. Если в присутствии ребенка старшие смотрят фильмы ужасов, рассказывают жуткие истории. Помните, мозг ребенка, даже маленького и несмышленого, фиксирует яркие образы и потом воспроизводит их в самый неподходящий момент.
  4. Если ребенок часто просматривает со взрослыми выпуски новостей. Любой случайно увиденный образ в сюжете о катастрофе, убийстве или нападении может стать причиной страха темноты.
  5. Если ребенку слишком многое запрещается.
  6. Если в семье разгораются нешуточные конфликты, в которые оказываются втянуты дети.

Есть еще несколько факторов, влияющих на развитие страха темноты. Как ни странно, но более других этому виду фобии подвержены единственные дети в семье. Когда нет сестры или брата, с которыми можно контактировать, уровень тревожности у ребенка выше.

Кроме того, страх темноты часто свойственен детям «возрастных» родителей. Чем больше лет маме на момент рождения ребенка, тем сильнее она и домочадцы о «поздней» крохе беспокоятся. Бегут по первому зову, охают-ахают и всплескивают руками. В результате у них растет неврастеничный, легковозбудимый, инфантильный малыш, очень подверженный страхам, и не только темноты.

Темноты часто боятся дети из неполных семей. Причем первые «звоночки» боязни приходятся, как правило, на период развода или ухода одного из родителей.

Что делать родителям?

1. Поговорить с ребенком

На полном серьезе, доброжелательно выяснить у него, чего именно он боится, почему, кто живет в его темной комнате, что он может сделать малышу и зачем он вообще пришел? Иными словами, так вы сможете установить фактор, давший «старт» врожденной программе страха.

2. Контролировать увиденное

Нужно проследить за тем, чтобы ребенок не имел доступа к просмотру кровавых и пугающих фильмов, не играл в такие же компьютерные игры. Любой страх - как костер, если в него подбрасывать дрова, он будет разгораться все больше и больше.

Следите за своей речью, постарайтесь в присутствии ребенка не обсуждать негативных тем и уж тем более не стоит пугать непослушного малыша злыми персонажами, которые «придут и в лес унесут».

3. Исследовать комнату и подарить талисман

Постарайтесь вместе с ребенком исследовать темную комнату. Пройдите по ней вдвоем или всей семьей, включив ночник, и покажите чаду, что ни в одном углу никто не спрятался.

Скажу сразу, работает этот совет не всегда. Дело в том, что в присутствии родителей малыш вроде бы успокаивается. А как только наступает ночь и гасят свет, он категорически отказывается оставаться один. Потому как от души верит, что чудовища, которых прогнали папа и мама, вернутся. Поэтому я предпочитаю «долгосрочную» профилактику.

Мама и папа оставляют в комнате у ребенка кого-то или что-то, способное прогонять монстров. Пусть это будет специально купленная игрушка или новый ночник. Главное - чтобы ребенок поверил, что с этой штукой ему теперь ничего не грозит.

4. Визуализация страха и превращение его в доброе существо

Дополнительный способ. Попросите ребенка нарисовать монстра - так он его визуализирует и поймет, что он не так и страшен, ведь воображение всегда рисует более «красочные» картинки. Обязательно в конце превратите чудовище в доброжелательного монстрика, нарисуйте ему широкую улыбку и добрые глаза. Поговорите и поиграйте с ним вместе с ребенком.

Что родителям делать нельзя?

  1. Критиковать и смеяться над ребенком. Если ваш малыш признался, что боится оставаться один в своей комнате, ложиться спать вечером потому, что в темноте страшно, не критикуйте его и не называйте трусом. Это для вас затаившиеся у шкафа страшилки – нереальны. Для ребенка они самые что ни на есть настоящие. И он не капризничает, когда сообщает о своем страхе, как думают некоторые родители, а выражает вам доверие. Он делится с вами своей главной бедой.
  2. Вышибать «клин клином». Это тот самый метод моей бабушки. Если ребенок боится темноты, не стоит закрывать его намеренно в темной комнате, чтобы он осознал, что повода для страха нет. Это способно вызвать панику и закрепить ужас, сделав из него настоящую фобию.
  3. Ни в коем случае нельзя включаться в эту игру. Если малыш говорит, что у него под кроватью живет дракон, не нужно заглядывать туда и восклицать: «Ой, и правда страшный какой! Вот не будешь слушаться, обязательно вылезет и цапнет тебя за ногу!». Малыш поверит. И страх усилится в разы.

Последствия

Если родители игнорируют страх ребенка перед темнотой и вовремя не принимают мер, обычная детская боязнь может стать настоящей патологией. Сформировавшаяся никтофобия повлечет за собой еще целый клубок различных страхов. Это может стать причиной нервных и психических расстройств у ребенка, панических приступов на протяжении всей жизни.

Кроме того, детские страхи, запрятавшиеся глубоко в подсознание человека, обрастут массой неприятных и неполезных для нормальной жизни комплексов. Возможно, ребенок не станет больным человеком, но низкая самооценка, боязнь перемен и ответственности ему гарантированы.

Возрастные этапы страха

2 года

Бояться темноты дети, как правило, начинают в 2 года, когда их фантазия уже достаточно развита и способна создавать целостные образы, в том числе и негативные. Но малыши в этом возрасте еще не могут внятно и детально сообщить родителям о том, что их беспокоит. Поэтому они могут просыпаться по ночам, устраивать истерики, упорно отказываться спать в своей кроватке и постоянно проситься спать вместе с родителями.

3 года

В 3 года, когда начинается кризис, связанный с первым переходным возрастом, границы окружающего мира для ребенка раздвигаются. Он теперь знает, что за пределами квартиры есть что-то еще: площадка, парк, детский сад… По мере накопления опыта и знаний, растут и страхи. Ребенок в состоянии рассказать о них, нарисовать их по вашей просьбе. Воспользуйтесь этим, чтобы устранить причину боязни.

4-7 лет

В 4 года почти все дети невероятно впечатлительны. У них появляются оценочные суждения, они хорошо запоминают события, диалоги, лица. Вкупе с буйной фантазией все это может приводить к страху темноты.

В 5 лет ребенок активно общается со сверстниками, и поводом для ночных страхов может стать история-страшилка, рассказанная кем-то в детском саду или увиденная по телевизору. Малыш еще не способен отличать вымысел от правды, и его мозг сразу «нарисует» пугающий образ. С пятилетнними малышами важно обсуждать страхи, рассуждать самим и учить дитя мыслить логически.

В 6 лет ребенок способен «видеть» в темноте своей комнаты персонажей любимых книг и мультфильмов. Фантастические герои, не всегда положительные и добрые, приходят, как назло, ближе к ночи. И разве тут уснешь!

Кроме того, в этом возрасте развивается ассоциативное мышление. Так, обычный комод может стать злым монстром, а висящее пальто (как это было в моем случае) мистическим существом. Важно продемонстрировать ребенку, что в комнате никого нет.

В 7 лет страх темноты может быть следствием стресса, который ребенок испытывает в связи с началом обучения в школе. Если уговоры не помогают, сделайте в комнате первоклассника перестановку. Пусть все пугающие предметы поменяют место дислокации.

8-10 лет

В 8 лет страх темноты обычно отступает. Но если ребенок все еще боится, не нужно игнорировать его проблемы, думая, что «скоро все само пройдет».

В 9 лет, равно как и в 10 лет, страх темноты – явление не такое уж частое. И обычно оно связано с тем, что у растущего быстрыми темпами чада меняется психика. Это нормальный процесс, просто каждый переживает его по-своему. Если страх темноты не носит панического характера, повода для волнений нет. С помощью психолога родители легко справятся с неприятной ситуацией.

Когда обращаться к специалистам?

  • Если ребенку уже 10 лет, а он сильно пугается темной комнаты и боится спать без света. Младшие школьники прекрасно различают, где правда, а где сказки. Поэтому рассказы о фантастических тварях, живущих в темноте его комнаты, должны стать поводом для обращения к психологу или психотерапевту.
  • Если страх темноты у ребенка связан с громкими ночными истериками, криками и даже страхом смерти.
  • Если страх темноты выражается в панических атаках. Ребенок неровно дышит, теряет сознание.

Смотрите видео и узнаете, что делать, если ребенок боится темноты.

  1. Страх темноты у ребенка можно преодолеть только вместе с ним. Сам малыш не справится.
  2. Правильно установленная причина страхов быстрее подскажет, как отучить ребенка бояться темноты.
  3. Если ребенок стал бояться темноты уже в сознательном возрасте (от 7 до 10 лет), есть смысл пересмотреть семейные взаимоотношения и выяснить, как ребенок общается в коллективе. Возможно, причина кроется в конфликтной ситуации.
  4. Дать ребенку дополнительную физическую нагрузку – записать в секции, кружки, где от него потребуется большой выброс энергии. На страхи сил попросту не останется.
  5. Показать на личном примере, как можно преодолевать страхи.
  6. Увлечь ребенка рисованием. Способность переносить образы из воображения на бумагу позволяет выплескивать эмоции, а нарисованная страшилка вовсе перестает быть страшной. Особенно если мама добавит к рисунку что-то от себя, что развеселит малыша.
  7. Хорошо помогает в борьбе со страхом темноты графический тест. С ним справятся школьники. Пусть ребенок напишет о своих опасениях. Разберите с ним «мини-сочинение», причем, объясните, что «страшные» слова – всего лишь слова. Обратите внимание сына или дочки на то, как они пишутся.
  8. Используйте в борьбе со страхом игры. Такие, к примеру, как прятки. Ведь там нужно прятаться и в темные места. А в процессе занимательной игры ребенок не успеет ощутить страх.

Запишите своего ребенка на консультацию к психологу, если страх переходит все границы разумного, не игнорируйте его призыв о помощи, не обсуждайте это с посторонними, чтобы чадо не потеряло к вам доверия. Есть ситуации, когда страх темноты - проявление весьма серьезных проблем. Специалист поможет разобраться в них и подскажет, как помочь ребенку.

Посмотрите следующие видео, в которых психологи дают свои рекомендации.

Многие родители спрашивают психолога: как отучить ребенка бояться темноты ? Не только ночью, но и днем, случается, некоторые дети боятся зайти в комнату, если какой-то предмет кажется подозрительным. Они могут бояться черных перчаток, теней. Можно, конечно, пристыдить, посмеяться, но ведь тогда ребенок затаит этот страх, не признается, а бояться не перестанет. Что делать родителям, если ребенок стал бояться темноты ? Советы психолога на этот счет читаем в одном из журналов “Семья и школа” (1970 год). Надо сказать, времени с момента выхода в свет этого номера журнала прошло много, а проблемы остались прежними…

Почему дети боятся темноты?

Пугливость, страхи перед безобидными (для взрослых!) вещами и событиями - нередкое явление в раннем детском возрасте.

Причина, почему ребенок стал бояться темноты (в 3, 6 и даже 10 лет) может корениться в физическом нездоровье, переутомлении, скрытой инфекции и даже аскаридозе.

Желательно проверять ребенка не только у педиатра, но и у невропатолога. Это особенно важно в таких случаях, когда налицо не только дневные страхи (темноты, пустой комнаты, тех или иных предметов), а и ночные-ребенок среди сна просыпается, кричит, не сразу узнает родных. Сильные приступы страха по ночам во сне - уже признаки специфических нервных заболеваний.

Во-вторых, причиной может быть неосторожность самих взрослых: чрезмерное запугивание ребенка или частые рассказы о чем-то страшном.

В-третьих, нередкий источник бед в подобных случаях - преувеличенное боязливое воображение. Сразу же нужно заметить: нет худа без добра. Ребенок, испугавшийся зловещих черных перчаток, - это не больной и не запуганный мальчик, а скорее поэт и мечтатель. Самовнушение страха у такого ребенка - лишь одно из многих проявлений фантазии, впечатлительности, в общем-то нужных и полезных качеств.

Стоит почитать воспоминания многих выдающихся писателей об их детских годах (Вересаева, Короленко, Л. Толстого, С. Аксакова, А. Толстого), и вы обнаружите яркие и точные описания именно таких «самовнушенных» страхов.

Что делать, если ребенок боится темноты?

Некоторые родителя пытаются страх лечить страхом, то есть клин вышибать клином. Если ребенок боится темноты, то его оставляют в темной комнате одного и даже закрывают его там. Так поступать, разумеется, нельзя: это может еще больше усилить страх ребенка и расстроить его нервную систему. Правильно сделает та мать, вторая возьмет ребенка за руку, пойдет с ним в темную комнату, зажжет свет, осмотрит все уголки и убедит ребенка, что ничего страшного нет. Чтобы легче я быстрее приучить ребенка спать в темной комнате, мать может стоять недалеко от кровати ребенка я отзываться: «Спи, спи, уже все детки спят и тебе пора спать».

Здесь важнее знать, чего НЕ следует делать, если ребенок начал бояться темноты -

  • Не надо особенно «нажимать» на ребенка, требовать от него преодоления страха немедленно и по приказу старших. Если, например, папа и мама, осыпая мальчика насмешками, заставляют его идти в темную комнату («клин клином вышибать!»), то эксперимент может кончиться удачно, а может - истерикой и неврозом. Все зависит от состояния ребенка, отчасти и от волевых качеств характера, привитых раньше. Ведь к страху перед темнотой добавляется страх перед будущими насмешками, страх перед неудачей и стыдом, страх перед гневом взрослых и т.п. Стоит ли взваливать такой груз на детские плечи, а особенно если перед тем многие месяцы н годы родители не думали и не заботились специально о воспитании воли, настойчивости, решительности у ребенка?..
  • Точно так же вредно концентрировать внимание на «пороке» ребенка: на каждом шагу сокрушаться, жалеть (и опять-таки высмеивать) его. Нет, если уж вы хотите поскорей излечить свое дитя от боязливости - займитесь такими, как будто совсем посторонними делами, как гимнастика и водные процедуры, трудовое воспитание, развивайте навыки общительности. Тогда быстрей возникает самостоятельность, сопротивляемость беспричинным страхам. Можно посоветовать и дополнительный прием: внушение «охранной силы» какой-нибудь веши. Вот верит ваш сын в силу своих солдатиков - и прекрасно: пусть они сопровождают его в трудных ситуациях.
    Еще лучше, если в доме есть собака или кошка - пусть они будут защитниками малыша и он их покровителем. Здоровые, но пугливые дети обычно легко превозмогают страх в темноте, если у них на руках кошка или щенок. Иногда они успокаиваются, видя равнодушие и спокойствие животного, иногда наоборот- чувствуют себя как бы старшими. Здесь проявляется тот же внутренний механизм, что у нас, взрослых: мы нередко боимся просить или требовать для себя, но совсем иначе разговариваем и держимся, когда требуем чего-то для других или за других.
  • Наконец, уместно напомнить: если ребенок, по авторитетному свидетельству врачей всех специальностей, абсолютно здоров, если страхи его не внушены кем-то из взрослых, тогда эти самые страхи представляют собой в известном смысле ценность! Они верный признак мощного и яркого воображения, восприимчивости, впечатлительности. Они свидетельствуют, что ребенок легче научится читать и больше будет получать от прочитанного, чем «средние» дети. Зато есть и тревожная примета: очень важно проследить, чтобы ребенок был приучен к труду, систематическим усилиям, режиму, - ведь именно впечатлительные и фантазирующие дети часто попадают в разряд «способных, но не работоспособных».

Страх темноты у большинства детей проходит с возрастом.