Сценарий празднования юбилея школы «50 лет как одно мгновение. Вечер встречи с выпускниками — оригинальный сценарий в интересной форме для тамады Бандероли с Лениным

«Одна из ярких примет детства – новенькие, только купленные учебники, – вспоминает жительница Шебекинского района Татьяна Бондаренко . – Как приятно было их брать в руки, не то что те, что выдают моему внуку».

Единичные экземпляры учебников хранились в школьной библиотеке, но использовать их из‑за выдранных или разрисованных страниц никто не хотел, все покупали новые.

«Это было непросто, в свободной продаже их не найти. У родителей знакомая работала в книжном магазине, поэтому у меня проблем с учебниками не возникало. А одноклассники, бывало, пользовались одним на двоих, – продолжает Татьяна. – Тетради, дневники и прочие школьные принадлежности были у всех одинаковые, ведь выбор канцелярской продукции разнообразием не отличался».

Оборачивать учебник полагалось газетой, которую складывали особым образом. Потом в продаже появились рулоны бумаги для обёртывания, чуть позже – высший шик – пластиковые обложки.

Если сегодня каллиграфия стала дорогостоящим увлечением, то 50 лет назад другого способа выводить школьные каракули просто не было. В некоторых белгородских школах детей по‑прежнему учат писать перьевыми ручками, и это считается передовой методикой.

«Нажим – волосяная, нажим – волосяная, эти слова учителя я помню и через 50 лет, – рассказывает белгородка Ольга Савельева . – Тоненьким пёрышком то еле проводишь линию, то давишь, и вдруг с кончика пера соскальзывает предательская клякса, и весь труд насмарку».

В каждой тетрадке лежала мягкая голубая, розовая, фиолетовая промокашка.

«Сколько раз было: к написанным, ещё влажным буквам аккуратно прикладываешь промокашку, а тут сосед по парте задевает твой локоть, и на всю страницу чернильные разводы. А ещё помню, что в тетрадях в клетку почему‑то не было полей. Приходилось их разлиновывать красным карандашом».

Уцелеть от «Молнии»

«Какая же это была гордость, когда тебя, робкого первоклашку, приняли в октябрята, – продолжает Бондаренко. – Меня сейчас ночью разбуди – отбарабаню: «Октябрята – дружные ребята, читают и рисуют, играют и поют, весело живут». А главное – теперь ты носишь пятиконечную звёздочку, в центре которой портрет кучерявого юного Ленина».

Класс делился на «звёздочки». Был командир, цветовод, санитар, библиотекарь. Октябрята помогали старшим, собирали металлолом, макулатуру и очень хотели стать пионерами.

«Я так гордился, что в третьем классе меня приняли в пионеры, что холодной весной ходил с расстёгнутым пальто, чтобы все видели мой галстук», – рассказывает Андрей Чудов .

На линейке давали торжественное обещание пионера Советского Союза. Текст обещания печатали на задней обложке школьных тетрадей.

«До сих пор мороз по коже, когда слышу звук горна: с торжественного выхода барабанщиков, горнистов, знаменосцев начинались линейки, на которых обсуждалась школьная жизнь. «Будь готов», – говорил вожатый. «Всегда готов», – дружно кричали мы, поднимая руку», – добавляет Чудов.

А вот что вспоминает Татьяна:

«Общественная организация объединяла нас, в школе постоянно проходили мероприятия, дети с учителями сами готовили их. Каждый отряд носил имя пионера-героя, и мы действительно многое знали о своих героических сверстниках».

Школьники занимались полезными делами. Рапорт полувековой давности от комсомольской организации ровеньской школы: «Для заводов страны мы собрали 10 тонн металлолома. Распространили книг на 70 рублей. Посадили две тысячи деревьев, вырастили и собрали на пришкольном участке 98 центнеров кукурузного зерна».

«Когда спустя 25 лет на родительском собрании в школе голосовали за то, чтобы класс убирали не дети, а уборщица, я вспоминала своё детство. Сбор урожая после уроков и мытьё кабинетов считались само собой разумеющимися», – уверяет Бондаренко.

А тех, кто не хотел учиться и работать, песочили в «Молнии». На альбомных листках редакторская группа рисовала карикатуры на прогульщиков, добавляла едкий текст и вывешивала в классе. На переменах возле них собирался народ, попасть в «Молнию» никто не хотел.

Труды и арифметика

«1 сентября в первом классе учитель попросил прочитать надпись на кабинете. Я была единственной, кто смог это сделать, – вспоминает Ольга Савельева. – Тогда никому в голову не приходило учить ребёнка писать, читать дома. А для чего тогда школа?»

Ученики спокойно переходили из одной школы в другую: образовательная программа была единой. В дневниках младшеклассников ещё нет слова «математика», вместо него «арифметика». Уроки технологии называли коротко и ясно – труды.

Много кружков по предметам, которые учителя ведут бесплатно. С отстающими учениками занимаются их одноклассники.

«Хорошо учиться – основное патриотическое дело учеников. В отрядах работают пионерские группы взаимопомощи. Ребята, хорошо успевающие по предметам, занимаются с неуспевающими», – писала в 1968 году «Ленинская смена» .

Ольга смеётся:

«Это сейчас ребёнок идёт с кругленькой суммой к репетитору, и в голову ему не придёт пропустить занятие. Мы же двоечников после уроков ловили по всем этажам: не очень‑то они хотели заниматься дополнительно ни с отличниками, ни с учителями».

Перед советской школой поставили задачу: к 1970 году перейти к всеобщему среднему десятилетнему образованию. Для этого надо сократить начальное образование с четырёх до трёх лет, чтобы с четвёртого класса заниматься по программе средней школы.

Позже, в 1986-м, «Ленинская смена» напишет:

«Почти во всех начальных школах Валуйского района не было второгодников. Поэтому валуйским учителям доверено первыми в области и одними из первых в стране учить первоклассников по новой программе. Её они усвоят гораздо быстрее своих сверстников, за три года вместо четырёх».

Бандероли с Лениным

Ещё несколько лет оставалось до выхода программы «Клуб путешественников». А пока о жизни в других странах узнавали в клубах интернациональной дружбы.

«По книгам, по письмам изучаем жизнь школьников за рубежом. Часто отправляем посылки своим друзьям за границу: в бандеролях книги о Ленине. И мы тоже получаем толстые пакеты: немецкие пионеры прислали нам книги о Карле Марксе и Кларе Цеткин», – писала в «Ленинской смене» председатель волоконовского клуба.

А вот что вспоминает Андрей Чудов:

«Конверт с яркой маркой на чужом языке был чудом. Я изучал немецкий и два года переписывался с мальчиком из ГДР. А моя сестра – английский и очень завидовала мне, так как переписываться со сверстниками из капстран запрещали».

Ольга Савельева часто рассказывает внуку, как училась.

«Он удивляется, что в начальной школе я не знала про капроновые ленты, а заплетала только атласные. А ещё тому, что моя старшая сестра прыгала до потолка, когда в школе купили радиолу. Праздничные вечера заканчивались танцами, пусть количество пластинок можно было пересчитать по пальцам», – добавляет Савельева.

Как бы ни менялась школа, но и через 50 лет здесь человека учат дружить и думать. Ребёнок решает первые проблемы и радуется первым победам. Никакие интерактивные доски, цифровые лаборатории не помогут учителю, если он видит не душу ученика, а объект воспитания. И какими бы продвинутыми ни были наши дети, в сентябре они с таким же волнением садятся за парты, как и их сверстники полвека назад.

Елена Мирошниченко

Эдуард Алхазов о школе № 37, учителях и встрече выпускников 50 лет спустя

Доктор истории Эдуард Михайлович Алхазов вместе со своими одноклассниками недавно отметил 50-летний юбилей с момента окончания школы. Отпраздновали день встречи выпускников почти в полном составе! Об учителях, о том, каким был лицей им. Н. В. Гоголя в 60-х и чему раньше учили школе - в нашем интервью.

«Главное, чему нас учили – это думать».


– 50 лет назад Вы окончили школу № 37, сейчас это лицей имени Н. В. Гоголя.

– Да, я коренной кишиневец, родился в 1950 году. Живу в той же квартире, что и в 1957 году, на улице Влайку Пыркэлаб (бывш. 28 июня, бывш. Синадиновская, бывш. Галбенская). Моя школа находилась всего в двух кварталах от дома. Когда я пошел в первый класс, моя старшая сестра Тереза уже училась в 3-м. У меня сохранилась копия заявления моего папы директору школы с просьбой принять меня с первый класс. Я учился там все 10 лет и окончил школу в 1967 году.

– Кто был директором, помните?

– Конечно. Всеволод Алексеевич Китаев – знаменитая в Кишиневе личность. Заслуженный учитель. Человек необыкновенно умный и мужественный. Какое-то время он у нас даже вел химию. За ним у школьников с 50-х годов закрепилась кличка «Слон» – это знали все. Директором школы он проработал с 1946 по 1976 год – целых 30 лет. На наш взгляд, главная его заслуга в том, что он собрал и поддерживал великолепную команду преподавателей.

– Наверное, многих бы хотелось увидеть спустя 50 лет…

– На встрече в школе мы вспомнили 20 наших преподавателей. К сожалению, из наших учителей почти никого не осталось. Эти люди вкладывали душу в наше образование, учили любить прекрасное. Они были специалистами высокого уровня. Главное, чему они нас учили – это думать: на уроках литературы и математики, географии и истории, химии и астрономии. Я это понял более отчетливо, когда сам стал преподавать, и часто вспоминал их.

Мы гордимся тем, что нам преподавали литературу Елена Михайловна Сенкевич и Нина Яковлевна Волосюк, математику – Григорий Вениаминович Дратва и Исаак Лазаревич Деркауцан, географию – Филипп Борисович Каганов, химию – директор школы Всеволод Алексеевич Китаев. Было не так много школ в то время, которые имели отличную репутацию в Кишиневе. И 37-ая, бесспорно, была в числе лидеров.


«Не бывает бывших одноклассников».

– Расскажите о встрече выпускников. Удалось ли собраться полным составом?

– Всего в нашем выпуске был 31 человек (21 девочек и 10 мальчиков), в этот раз собралось больше половины. Кишиневцы ежегодно собираются несколько раз в год, если кто-то приезжает – это тоже хороший повод встретиться. Конечно, к 50-летию мы готовились. Иосиф приехал из Нью-Джерси, Арик с Белой – из Холона, Таня – из Киева, Дора – из Хайфы, Таня – из Сиверска под Питером. Учитывая, что прошло 50 лет, некоторые не смогли приехать по уважительным причинам. Есть у нас еще одноклассники и в Нью-Йорке, и в Минске, и в Израиле. Они получают материалы и фото наших встреч. Мы общаемся, я знаю, где живут и чем занимаются почти все. Четверых, к сожалению, уже нет.

– Удивительно, как вы дружите уже столько лет. В наше время - это большая редкость, несмотря на то, что возможностей общаться и поддерживать связь у нас намного больше.

– Нас связывает детство, школа. Это прекрасное время в жизни большинства людей, время становления личностей. Все одноклассники получили высшее образование, среди нас есть несколько строителей, экономисты, механики, учителя, историки, технологи. Три доктора наук. Мы все разные – и это хорошо, мы дополняем друг друга. Мы никогда не делали различий между нами ни по национальности, ни по материальному положению – просто дружили. Кто-то больше любил Пушкина, кто-то – Есенина, мне больше нравился Лермонтов, Гоголь, Шолохов. Бабеля, Ильфа и Петрова любили все. Сразу после окончания школы показалось, что жизнь нас развела. Я и мой друг Арик служили в армии, большая часть училась в вузах Кишинева, Ленинграда, Москвы. Но уже спустя несколько лет после окончания мы стали ежегодно встречаться. В этот раз те, кому не удалось приехать, передавали приветы, поздравления и даже написали стихи.

– А почему встретиться решили летом? Обычно под этот день выделяют первую субботу февраля.

– Директор и завуч школы сказали, что двери для нас открыты всегда. Выпускной был 24 июня 1967 года, и мы решили собраться на юбилей: встреча одноклассников состоялась 23-25 июня 2017. Наша программа была рассчитана на 3 дня.

– Значит, у вас был целый план на несколько дней?

– В первый день мы встретились в парке Пушкина, возложили цветы Александру Сергеевичу, затем прошли в старое здание школы, в котором учились, на улице Бэнулеску-Бодони. Теперь в этом корпусе лицей «Мирча Элиаде». Вы знали, что раньше там находилась 37 школа? Учебное заведение было основано М. В. Карчевским еще в 1901 году. Нас встретил директор лицея, показал класс, в котором мы учились последние два года.

После этого мы прошли в нынешнее здание школы. Встретили там Нину Яковлевну Волосюк – учителя русского языка и литературы и нашего классного руководителя. Она уже, конечно, на пенсии, но мы были очень рады, что она смогла прийти с нами повидаться. Удивительно, но она помнит нас всех по именам и фамилиям, несмотря на то, что ей уже 89 лет. Это просто восторг! А ее речь на встрече в школе нас просто поразила. Вы только послушайте, что она говорит о непреходящих ценностях! Мы гордимся, что у нас были такие учителя!

Позже был назначен ужин в ресторане. Мы смотрели на большом экране школьные фотографии всех выпускников, виньетки, снимки предыдущих встреч, карикатуры, даже некоторые семейные снимки. Всего показали примерно 250 фото. Некоторые из них были сюрпризом. Не скрою, что смотрели со слезами на глазах. Сопровождался показ музыкой 60-х годов.

– Полное погружение.

­– Да, звучали песни о школе из серии «Когда уйдешь со школьного двора», эстрадные песни 60-х годов, Окуджава и Визбор, Городницкий и Кукин. Прекрасные мелодии играли за кадром, создавая нужную атмосферу. Мы отлично провели время, а на следующий день (ровно на 50-летие) мы поехали в Кэприяны. Третий день посвятили поездке в Вадул-луй-водэ. Устроили пикник у Днестра, попели и наговорились от души!


«Самые яркие воспоминания о школе – это учителя, друзья, баскетбол и КВН».

­– Удалось вспомнить что-то особенно интересное?

– Интересных разговоров было много. Мы пришли к выводу, что время в школьные годы текло иначе, чем сейчас: утро, проведенное в школе, для нас было целым днем. Мы очень много читали, обсуждали книги и фильмы. Это было время самого активного познания окружающего мира и самого себя. Вспомнили мы наши переживания, когда учитель говорил: «А сейчас к доске пойдет….». И это волнение было связано не только с тем, выучил ты урок или нет. Например, на уроке географии можно было запросто получить двойку за выражение «вверх по карте» (а не на север, или северо-восток).

Я попросил ребят рассказать, что каждый помнит о выпускном вечере. Одна из одноклассниц напомнила мне, что первый вальс я танцевал с ней, а второй – со своей мамой. И все стали дополнять. Коллективная память – это замечательно!

– А какое лично Ваше самое яркое воспоминание со школы?

– Очень много было ярких моментов. Например, занятия спортом очень запомнились: наша команда заняла второе место по городу по баскетболу! А ведь у нас была очень старая асфальтовая площадка для тренировок в школьном дворе. Еще одно из любимых воспоминаний ­­– участие в КВН. Мы играли от школы, развивали свою креативность, шутили, пели, играли на гитарах.

Мы также участвовали в соревнованиях по туризму в Трушенах: кто быстрее и лучше установит палатку, разожжет костер, переправится через овраг при помощи троса, пройдет по компасу. Было много внеклассных мероприятий, которые организовывала школа, мы занимались в разных кружках и спортивных секциях. Нам было чем заняться, а теперь есть что вспомнить!

– О следующей встрече уже договорились?

– У нас в этом году у нас еще одна круглая дата. Многие из нас познакомились 1 сентября 1957 года, то есть 60 лет назад. Мы попробуем согласовать время и устроить конференцию по скайпу в этот день с нашими зарубежными друзьями. Одноклассники бывшими не бывают, не правда ли?

Мы не были самым сильным классом среди четырех выпускных, но, как оказалось, не это главное. Наш 10 «А» оказался самым активным и дружным, и я очень этим горжусь!

Полвека пронеслось с того момента,
Как школа с грустью проводила нас,
И вот теперь, приятно видеть это -
Пришел на встречу наш прекрасный класс.

Все изменились, время не щадило,
И многих, я признаюсь, не узнать,
Но мы с любовью вспомним все, что было,
Как мы читать учились и писать.

Сейчас у каждого свои заботы,
Есть, чем гордиться и о чем жалеть,
Но я желаю, помнить эти годы
И никогда душою не стареть!

Годы нашей жизни
Не бегут, летят,
С выпускного вечера
Промчалось 50.

К выпускникам на встречу
В школу мы спешим,
Повстречаться с детством
И с юностью хотим.

Мальчишки и девчонки
Пусть седыми стали,
Но мы память школьную
Свою не растеряли.

Желаю, чтоб ряды
Наши не редели,
Что на встречу новую
Мы вновь придти сумели.

С Днём встречи выпускников. Друзья, вот уже 50 лет пролетело с тех пор, как мы были юными весёлыми ребятами. Сейчас у многих седина на голове и много на счету уроков жизни, которые нас сделали сильнее, уверенней. У всех теперь есть свои заботы, семьи, праздники, традиции. И я хочу всем пожелать крепчайшего здоровья, желаю за суетой будней не забывать о первых своих победах, о школьных весёлых днях. Ведь, вспомнив их, мы сразу становимся бодрее, воодушевлённей. Рассказывайте внукам, какими были вы счастливыми ребятами, как верили в свои мечты, к чему стремились. Желаю всем благополучия, мира и достатка. Оставайтесь добрыми, искренними и молодыми ребятами в душе.

Летят года, как будто второпях,
Их не остановить и не догнать,
Хоть как беги за ними впопыхах,
Ты в спину будешь им всегда дышать.

Мы встретились спустя такие годы,
Все изменились, нет уж тех ребят,
Уже не так мы с Вами и свободны,
Дела все чаще нас с собою звать хотят.

Но мы душою помним, как дружили,
Как веселились в молодость свою,
Как с Вами в первый раз любили,
Теперь я взрослый перед всеми уж стою.

Пятьдесят лет назад отучились,
Сколько зим прошло, сколько лет!
И вот снова мы все убедились,
Что на свете дружней класса нет!

Так давайте поднимем бокалы,
За прекрасный, радостный вечер,
Ведь друг друга давно не видали,
Наконец долгожданная встреча!

Полвека назад мы покинули школу
И слышали свой последний звонок.
Сегодня мы здесь собрались дружным кругом.
Здесь каждый свой собственный вынес урок.

Мы опыта с вами набрали много,
Мы жизнь изучили вдоль и поперек.
У каждого личная есть дорога,
Но в этот прекрасный, волшебный денек

Давайте оставим заботы и планы.
И вспомним о школе, о чудных годах,
Когда изучали мы даты и страны,
Когда о любовных болтали делах.

Пусть молодость сердце не оставляет
И сможем встречаться мы вновь и вновь!
И пусть о себе школа напоминает,
Даря нам заботу свою и любовь!

Жизнь летит без остановки,
Вот полвека пролетело,
Но, а мы, ребята, с вами,
Сердцем пылким не старели.

Школа нас объединила,
Годы юности - прекрасны,
Были в них и пылкость чувств,
И стремление к правде, счастью.

Всех со встречей поздравляю,
Сердце бьется пусть отрадно,
В молодость опять вернуться
Все сегодня, знаю, рады.

Полвека, как окончили мы школу,
И вечер нашей встречи наступил.
Давно мы присягали комсомолу,
Но помним, как для нас звонок звонил.

Пусть мы уже седые, пожилые,
Но каждый помнит эти годы навсегда.
Уроки, перемены боевые -
Мы не забудем это никогда.

Желаем всем и каждому здоровья,
Удачных и спокойных жизни дней.
Пусть все дела будут пропитаны любовью,
И солнце светит с каждый днем светлей.

Полвека мы спустя, ребята,
Сегодня с вами собрались,
Немало всех нас помотала
И испытала наша жизнь.

Пускай подарит встреча эта
Нам всем заряд добра и сил.
Как хорошо, что класс когда-то
Нас всех собрал, соединил.

50 лет минуло,
Как будто не бывало,
Встреча выпускников
В школе нас собрала.
Школьного альбома
Листаем мы страницы,
Юные, красивые
Смотрят на нас лица.
Взглядом озорным
Нам детство улыбается,
И будь-то бы назад
Время возвращается.
Желаю, чтобы с детством
Встречи не кончались,
Чтобы год за годом
Мы в школу возвращались.
Желаю, чтобы души
Не старились с годами
И чтоб память школьная
Оставалась с нами.

И не верится совсем, что полвека пролетело,
Пожелаю вам, друзья, чтобы встреча вас согрела!
Еще долгие чтоб годы, собираться мы могли,
Память светлую о школе, чтобы вечно берегли!
Счастье душу наполняет, каждый раз, при встрече вас,
Пусть на время возвращает в наше прошлое, в наш класс!

Спустя полвека снова вместе! Выпускники урюпинской школы встретились на родной земле - со дня, когда они покинули стены школы, прошло уже 50 лет. Встреча показала, что над любовью к малой Родине и дружбой не властны ни время, ни расстояния. Одноклассники съехались из разных городов России - Москва, Санкт-Петербург, Анапа, Саратов - здесь география целой страны.
Шутки, задорный смех, теплые объятия, улыбки – сразу и не понять, что эти люди окончили школу 50 лет назад. Вернувшись в родные стены, они снова превратились в учеников. Вспоминают, как в далеких 60-х выглядела школа. Скучать 10а класс не давал ни себе, ни учителям.
Владимир Филиппов, ректор РУДН, академик РАО, председатель ВАК Министерства образования и науки РФ: «На спор мы спускались оттуда на определенных ногах вниз. Вот этой штуки не было. И я дохожу уже до конца, и вдруг идет директор Алексей Михеевич. Мне осталось три шага. Мне бы надо спрыгнуть. А куда я спрыгну – на ступеньки? Я на его глазах дошел до конца три шага. Встал и говорю – наказывайте! Но спор я выиграл».
Тогда озорной мальчишка из Урюпинска Володя Филиппов и не подозревал, как сложится его жизнь. А сложилась она так, что много лет спустя простой юноша из российской глубинки стал именитым ученым. Шесть лет занимал пост министра образования России. Сегодня уже Владимир Михайлович – ректор Российского университета дружбы народов, академик РАО. Всех заслуг не перечислить. Однако он убежден, что всем этим он обязан упорному труду, неиссякаемой жажде знаний. А основы для успехов в науке и трудолюбие заложили именно здесь, в школе. Огромную роль в жизни каждого выпускника сыграла классный руководитель Агния Степановна Забурдяева. Она и сегодня рядом со своими озорными школьниками благодаря современным технологиям. А они, как и тогда, сидя за партами, внимают каждому слову своей любимой учительницы.
Агния Забурдяева, классный руководитель: «Я очень благодарна всем, кто приезжает. Конечно, это все благодаря Владимиру Михайловичу, его организации. Но большое спасибо и девочкам, и ребятам, что не забываете, что помните. Это очень для меня важно».
Именно учитель русского языка и литературы Агния Степановна научила ребят дружить, сплотила их. Да так, что и спустя полвека они встречаются регулярно. Ежегодно в феврале выпускники урюпинской школы приезжают навестить своего классного руководителя. Несмотря на солидный возраст, Агния Степановна помнит всех своих воспитанников.
Виктор Портнов, выпускник школы № 2 (1968 год): «Спасибо вам за все, за то, что вы отдали нам свою душу, сердце, свои знания. Вы нас научили друг друга любить и уважать. Видите, какой у нас большой класс, не в каждой школе такие дети нашлись бы. И они до самой старости дружат. И говорят, не столько семья важна для человека, оказывается, главное то, что мы учились вместе. И эту любовь друг к другу вы нам привили. Спасибо большое».
Классный час спустя полвека длится гораздо дольше обычного урока. Старые фотографии, истории из прошлого снова и снова возвращали в юные школьные годы. А затем, как и 50 лет назад, после выпускного 10а отправился гулять. Знакомые улицы, памятные места, традиции, которые они пронесли сквозь года. Особенные чувства, признаются, испытывают, посетив Комсомольские горы. Именно здесь летом 1968 они встречали рассвет.
Валерий Давыдов, выпускник школы № 2 (1968 год): «В 50–60-е годы в выпускной вечер приходили сюда и встречали здесь рассвет. Этого моста не было, это достаточно долгий путь был через старый мост, через поселок. Но рассвет встречали здесь. И сейчас мы сюда приехали. Мне даже трудно выразить это. Наверное, все-таки радость, что мы смогли встретиться, ведь многих уже нет с нами. Но это добавляет теплоты, оптимизма, желания жить».
Знаменательная встреча еще раз подтверждает, что школьная дружба – самая крепкая. Это уже и не класс, а настоящая семья. Здесь главное – поддержка, взаимопонимание и гордость за каждого. Все они успешные в своем деле люди.
Глубинка богата талантливыми людьми. За 50 лет выпускники 10а класса урюпинской школы это доказали. По словам Владимира Михайловича, здесь, на малой родине, настоящее место силы, а хоперская земля продолжает дарить миру целеустремленных и талантливых людей.
Владимир Филиппов, ректор РУДН, академик РАО, председатель ВАК Министерства образования и науки РФ: «Я абсолютно согласен с тем, что глубинка подпитывает Москву. Дети из регионов более талантливы. Они не избалованы, у них нет, например, московской квартиры. И когда они приезжают к нам в Москву, Санкт-Петербург, другие крупные города, они пашут намного больше, чем жители этих городов. Они стараются добиться намного большего, чем жители этих городов. Я честно это говорю, как ректор университета. Мы в большей степени делам ставку на детей из российской глубинки. Правда, конечно, способных детей, которых просто надо поддержать».
Два дня на малой родине пролетели быстро, бывшие выпускники разъедутся по своим городам, вернутся к привычной жизни. Но этой теплоты и положительных эмоций хватит еще надолго. А в следующем году новые встречи и впечатления – 50-летняя традиция, нарушать которую никто не намерен.