Три Спаса в августе: Медовый Спас, Яблочный Спас и Ореховый. Какие Cпасы отмечают в августе? Когда начинается яблочный спас в

В этом году исполняется 950 лет от учреждения Андреем Боголюбским Спасовых христианских празднеств. Какие будут спасы в августе 2016 года и когда именно? По датам и по соотнесению: 14 августа - Празднества Всемилостивого Спасителя, т. е. Медовый (или Мокрый) Спас; 19 августа - Празднества Преображение Господня, т. е. Яблочный Спас и 29 августа - Празднества перенесения Нерукотворного образа Господа Иисуса Христа, т. е. Ореховый Спас, известный для южных областей как Маковый. Все спасы в 2016 году (медовый, яблочный, ореховый) известны своим особым ритуалом, набором угощений на праздничном столе, собственными историями и легендами. Церковные праздники были соотнесены с циклами по сбору по видам урожая.

Так на Первый спас, в Константинополе проносили Честное Древо Креста по городу. Люди верили, что такой ритуал - лучшее средство от любых недугов. Кроме этого, в эти дни христианские священники освящали источники. Откуда и «мокрое» название Спаса. Считалось полезным купание в освящённых водах, особенно в дни освящения. С этим всем было сопоставлено освящение продуктов и изделий из них, сопровождавшееся обильными дарами церкви. Считалось, что если не освятить и не принести щедрые дары в церковь, то это приведёт к оскудению как в пчеловодстве и выращивании плодовых и ягодных культур, так и с маково-орешными сборами. Например, если не собрать вовремя и не освятить мёд, то его обязательно будут растаскивать соседние пчёлы. С маком тоже были собственные представления. Церковным уставом рекомендовалось выпекать маковники по определённой процедуре, заканчивающейся освящением как выпечки, так и собранных головок мака. Считалось, что освящённый и добавленный в продукты мак служит замечательным чертогоном.

По Церковному Уставу плоды винограда и яблок до их освящения не рекомендовалось употреблять в пищу на праздник . Со дня Медового Спаса начинается Успенский пост, продолжающийся до Орехового (Макового) Спаса, с рекомендациями соблюдения ограничений в употреблении животной пищи. Всего лишь месяц отделяет Успенский пост от предыдущего - . Потом следует двухдневный в сентябре и за этим в конце ноября начинается Рождественский Пост, продолжающийся до Рождества Христова.

Надо отдать должное, что церковные запреты и посты не только приобщали к более частому общению со служителями церкви и соответственно дополнительным подношениям, но содержали и полезные диетологические каноны.

Медовый спас

С древнейших времён люди радовались получению даров от Природы-Матери. Богатый и правильно сохранённый, собранный урожай спасал людей от голода и болезней до получения следующих подарков Природы. К этому приурочивались праздники по сбору разных видов урожая, которые сопровождались особыми ритуалами, жертвоприношениями и славлениями Матери Природы и Богов, которые, по мнению людей, способствовали удаче, плодородию и урожайности. Известны праздники по окончанию сезона по сбору мёда у народов Саяно-Алтайского региона, Поволжья, Северо-Запада, Центральных и Южных областей России.

Важность пчёл и мёда для разных народов России доказаны археологическими раскопками, отнесёнными к XII-I тысячелетиям до н.э. в Европейской части России. Есть и рисунки на берегах реки Енисей, датируемые II тысячелетием до н. э. В этом году 14 августа христиане России будут праздновать 950-летие учреждения Андреем Боголюбским Медового Спаса, который занял место проводимых в Ведической Руси дней урожая. Праздники по сбору мёда, например, проводились со славлением Спаса-Даждьбога. Который, например, послал дождь на землю и спас от засухи и неурожая. В эти дни не забывались славления Велеса, Лады и Макоши, отвечающих у славян за труд, плодородие и удачу.

Большинство известных с древнейших времён народных праздников переиначивались в церковно-христианские, поскольку основной двигающей причиной этого было создание института податей церковной десятины и объяснение зависимости церковных крестьян от церкви и монастырей, которые были, по сути дела, крепостниками, где владельцем был не светский хозяин, а христианская церковь. Ведь по пониманию внуков божьих, коими считали себя, например, восточные славяне, они по природе своей не могли быть ни рабами божьими, ни рабами светских хозяев. А Бог у славян был Отцом, наследство дающим и дарами одаривающим. Неудивительно, что с очень древних времён известны блюда, напитки и лекарства, приготовляемые с использованием мёда.

Мёд применялся при консервировании многих продуктов, тогда как сейчас по рецептуре мы используем сахар. Особо ценным составляющим мёд был при приготовлении лекарств, да и сам являлся лекарством, например, при простудных заболеваниях. Мёд, который сам являлся спасом от многих болезней и припасом, как один из важнейших продуктов, был сам обоготворён нашими предками. Может поэтому древнеславянский напиток сурья, который считался напитком богов, известный даже в Индии, изготавливался на основе мёда.

На Палестине - родине библейского Иисуса Христа, известен финиковый мёд, который тоже обладает многими лечебными и кулинарными качествами. Но тот продукт только по аналогии называется мёдом, и, скорее всего, его нужно отнести к фруктовым сиропам, а не к плодам труда уважаемых северными народами пчёл. Может быть, христианам более близко понятие финикового спаса?

Яблочный и Ореховый (маковый) Спасы

Как ни странно, просматривая многие труды, начиная от Святого Писания, не удалось наткнуться на обожествление на Палестине таких плодов, как яблоко. Что-то похожее на яблоко, и то может быть из-за некачественного перевода на русский, это - эшта. Вроде это звучит как сахарное яблоко, но ни видом, ни мякотью, ни вкусом, не напоминает известные нам плоды. Есть некое вкусовое сравнение с яблочно-дынно-клубничным йогуртом. По виду этот фрукт чем-то походит на кедровую шишку. Само фруктовое дерево, даже отдалённо не напоминает яблоню. Например, из эшты не принято делать сок, как это делается из яблока. Эшта растёт практически круглогодично, с неким пиком в октябре-ноябре, что никак не сопоставляется с 19 августа, когда российские христиане справляют яблочный спас.

Известно, что античные греки узнали об яблоках быстрее римлян, поскольку в Северном Причерноморье были греческие колонии, куда римляне попали гораздо позже. В настоящее время адаптированная к италийскому климату яблоня насчитывает десятки сортов. Может, христианам стоило справлять эштовый спас? Или кто-то что-то неправильно перевёл? Аналогию можно приводить и с Ореховым Спасом, который справляется российскими христианами 29 августа. Для южан это называется маковым спасом. Преобладающее количество жителей Ближнего Востока, в том числе и Палестины, две тысячи лет назад, скорее всего, даже не догадывались, что орехи, которые даёт Природа-Мать на территории от Калининграда и Крыма до Камчатки и Владивостока, имеют много видов и форм. Неудивительно, что аналогичных праздников нет в преобладающем количестве христианских стран, например, Африки и Южной Америки. Это ведь сельскохозяйственные праздники, привязанные к конкретным странам мира и к укладам жизни народов, населяющих эти страны.

Интересно, что даже с близкой христианской церковью Армении есть не сопоставимые с каноническими понятия в церковных ритуалах. Такие понятия и слова как спас, спасение, припас и спаситель и родственные им слова всегда имели важное духовное и практическое наполнение в жизни славянских народов, населяющих Русь. В России, вплоть до победы Октябрьской революции, у многих народов существовало двоеверие. Одни, когда это было принято, ходили в церковь, но с удовольствием праздновали Ивана Купалу и Коляду, а при необходимости вспоминали Чура, Домового и Лешего. До сих пор в памяти народа Масленица. Другие, например, как тюркоязычные народы, отбивали намаз, но не забывали Отца небесного Тэнгри-хана и матушку Умай. Даже большевики в трудную минуту не гнушались пользоваться услугами шамана, бабки-знахарки или ведающей матери. А народная память - она ведь на генном уровне зарыта глубоко в подсознании, но часто нам даёт ответы на интересующие вопросы.

Из истории праздников

До христианских праздников, практически в эти же даты, существовали свои праздники, связанные со сбором урожая (День Снопа-Велеса, День Крышня, Спас Коляды и Овсеня, Успение Майи Златогорки, День Майи Златогорки, День огненного волха, Таусень, Овсень малый, Торжество Майи, День Митры, солнцеворот). Череда сентябрьских праздников называлась осенинами. К каждому празднику был свой ритуал и свой набор блюд, угощений и напитков.

Эти праздники вычислялись по ходу солнца, луны и звёзд и сопоставимы с этими датами в используемом в настоящее время календарём.

В наше время в России на период с 10 по 31 августа попадает множество светских праздников: День физкультурника, строителя, ВВС, археолога, трейдера, Воздушного Флота России, пчеловода, День Государственного флага РФ, шахтера, российского кино, спецназа, Международный день блогера. Интересно, что при идеологической борьбе на разных временных этапах существовала не только замена праздников, но даже были чем-то напоминающие ритуалы. Сопоставление просматривается, хотя оба ритуала были в разные времена года.

Из кухни божьих правнуков

Надо отметить, что сладкие блюда на Руси подавались, как и сейчас, в самом конце трапез. Сейчас мы это называем - на десерт. По древним источникам мёд - важнейшее составляющее кваса, каравая, кутьи, многих видов киселей, сыта, узвара и сурьи, в которые добавлялись разные травы, что переводило яства как в категорию средств профилактики болезней, так и лекарственных препаратов. Так, например, орех на меду с чесночным соком, с добавками репейника и других компонентов - было одним из средств для увеличения мужской силы, а также как средством для роста волос и омоложения кожи. Важнейшим составляющим для создания креплёных напитков, наливок, медовух, по крепости которые, как правило, не превышали 2-7 градусов. Наиболее известно из них пиво. Бывало, что сурью (или сурицу) доводили до 20-ти градусов крепости.

Не менее интересный перечень блюд с использованием яблок, который далеко не ограничивался только мочёными яблоками, яблочными напитками и вареньями. В сочетании с другими плодами, ягодами, фруктами и травами получались удивительные по вкусу начинки для выпечки. Немаловажное значение в меню имел орех. Список блюд начинался с натурального ореха и его смешивания с мёдом. Орех как белковый заменитель ценился не менее бобовых культур. Не стоит забывать, что наши пращуры в основном были вегетарианцами (спорная гипотеза), поскольку считалось, что мясо старит и укорачивает жизнь. Даже Богам не было животных жертвоприношений, поскольку большинство животных было тотемными. Например, корова как и в Индии считалась священным животным и в пищу не употреблялась. Мясо в разумных пределах дозволялось в употребление воинам, считалось что при чрезмерном употреблении мяса можно переродиться в зверя.

На основе яблок известны культовые и лекарственные рецепты напитков и яств, используемых для лечения, ворожбы и гаданий. Не умаляя значения злаковых, например, на свадьбу молодожёнам обязательно дарился бочонок мёда и жбан орех, с которыми они должны были справиться в медовый месяц. Наверное, не стоит объяснять название послесвадебного медового месяца. Неудивительно, что большинство рецептов осталось неизменными за более чем тысячелетие. Разве что сами рецепты несколько изменились из-за появления новых видов продуктов питания и даже ухудшились, при использовании заменителей и отказе от лечебных травяных и природных добавок.

Надо отметить, что основные праздники проходили на осенины и особенно на осеннее солнцестояние, поскольку на тот момент все припасы, как правило, были сделаны. Большинство первоочередных сельхозработ было проведено, и праздничный стол отличался изобилием. Промежуточные праздники были больше связаны с необходимостью промежуточных поборов от властителей, жрецов, церковнослужителей и прочего перечня лиц, кормившихся трудами крестьян.

Яблочки на столе, в банке - медок, тут же свежий хлеб, пышущие жаром пирожки, лесные орешки... Все это - не что иное, как символы прекрасных Спасов. Праздники Спаса особенные, ведь и названы они в честь Спасителя нашего, Иисуса Христа.

Медовый Спас (14 августа) - первый Спас

В христианстве Медовый Спас именуется праздником Животворящего Креста Господня. Много веков назад, в летнюю августовскую жару, в Константинополе люди толпами гибли от болезней. Дабы исцелить народ, из собора выносили частицу креста, на котором был распят Иисус, и проносили по городу. Отсюда и пошло название.

Но в миру Спас называют именно Медовым: пчеловоды как раз начинают сбор медового урожая. Непременно несут его в церковь - освятить. Вечером этого дня в деревнях и селах на пасеку обязательно заглядывали ребятишки - медку поесть. Говорили, что «на Первый Спас и нищий медку попробует». Так и было. Всех привечали в этот день. Хозяюшки пекли медовые пряники, плюшки, пирожки, затевали блины с медом.

Так как праздник совпадал с началом Успенского поста , то и угощения предпочитали постные. Например, делали постную медовую коврижку.

Рецепт медовой коврижки на Медовый Спас

150 грамм сахара смешать с 250 граммами меда и с 130 миллилитрами воды. Прокипятить и оставить сироп остывать. В это время просеять 500 грамм муки. Добавить к ней сироп, 50 грамм маргарина, щепотку корицы и щепотку соды, гашенной уксусом. Замесить тесто. Раскатать из него лепешки, с помощью вилки проткнуть каждую в нескольких местах. Поставить лепешки в духовку на полчаса при температуре 180-200 градусов.

Есть у этого Спаса и другие названия. Например, Мокрый, ведь издревле на Руси было принято в этот день совершать малое водоосвящение. Или Маковый - в этот день начинали собирать созревший мак. Какие сладкие булочки с ним получались!

Яблочный Спас (19 августа) - второй Спас

Проводы лета всегда начинались со дня празднования Яблочного Спаса . Ночи становились холоднее, тепло уходило. Появлялись первые яблочки, и какими же сладкими они были! Возможно, вкус их был сладок еще и оттого, что до этого дня православные яблок не ели. Зато в этот день собирали наливной урожай, несли в церковь освятить и только потом разговлялись.

Матери, потерявшие своих деток, приносили яблоки на их могилки. Считалось, что если до Яблочного Спаса мать не попробует яблочка, тогда дитя ее на том свете в этот день будет есть райские яблочки. Юных девиц можно было увидеть около яблонь. Прислонятся к ним и стоят, о чем-то нашептывают. А все потому, что согласно древнему поверью, в этот день можно было попросить у яблони красоты и долгой молодости.

Хозяйки начинают варить яблочное варенье, пастилу, компоты. А останется несколько плодов - обязательно запекут их.

Рецепт варенья из яблок, которое варили на Яблочный Спас

Выбрать 3-4 крупных яблока с кислинкой. Вымыть, обсушить, обрезать «крышечку», через нее аккуратно удалить сердцевину. Уложить внутрь любые ягоды (чернику, малину, клубнику). Сверху залить медом и закрыть срезанной «крышечкой». Поставить в духовку и выпекать при температуре 180 градусов до готовности.

А что же значит этот праздник в христианстве? 19 августа празднуется великое Преображение Господне. Иисус Христос с тремя своими учениками в этот день взошел на гору Фавор и преобразился там - весь засиял, одежды его стали белыми, около него появились пророки. Преображение было свидетельством Божьего чуда и силы его.

Ореховый Спас (29 августа) - третий Спас

К празднованию Орехового Спаса поспевают лесные орешки. Их так же, как и мед с яблоками, принято относить в храм для освящения. Особенно бойко в этот день у наших предков шла торговля полотнами и тканями, что вполне объяснимо - второе название праздника «Спас на полотне».

Дано оно было в честь празднования перенесения Нерукотворного образа Господня в Константинополь. На столах в день Орехового Спаса лежало много хлеба, ведь как раз заканчивалась уборка зерна. Оставить недоеденной корочку или, не дай Бог, обронить хлебную крошку со стола считалось в этот день страшным грехом. К хлебу относились свято, почитали его особо.

Август богат праздниками, посвященными сбору урожая. Именно в августе празднуют три спаса: Медовый, Яблочный и Ореховый.

Медовый Спас

Медовый Спас отмечается 14 августа. Наши предки считали, что после этого дня пчелы начинают приносить "неправильный" мед, а потому спешили собрать последние подарки маленьких тружениц. Этот мед считался особенно целебным, а употребляли его в пищу исключительно после освящения в церкви.

В день Первого Спаса принято дарить друг другу баночки с этим ароматным лакомством, печь медовые коржики и пряники, варить медовуху.

Кроме того, 14 августа священники проводят еще и малое водосвятие. Именно традиция освящать воду, заранее вырытые колодцы и окрестные водоемы дала второе название этому празднику: "Мокрый Спас" или "Спас на воде".

Яблочный Спас


А вот уже 19 августа - Яблочный Спас. По православному канону Спас совпадает с праздником Преображения Господня, а по народному календарю - с проводами лета. По традиции до этого дня не едят яблоки и блюда из них. Некоторое время назад даже считалось, что если родители нарушили этот запрет, то их дети, попав в рай, будут лишены всяческих лакомств.

Помимо яблок 19 августа освящают груши и виноград и также подают на праздничный стол в сыром и в приготовленном виде.

Ореховый Спас


Третий Спас не так популярен, как два предыдущих, но из всех трех он наиболее важен. Ореховый Спас отмечают 29 августа. К этому дню вызревают орехи, их начинают активно собирать и употреблять в пищу. Однако первый ореховый сбор тоже освящают в церкви.

Несмотря на то, что многие называют этот Спас Ореховым, основное его название - Хлебный. По традиции в этот день заканчивается уборка хлебов и печется первый каравай из муки нового урожая. Хлеб относят в храм для освящения, а потом едят всей семьей.

Три Спаса - прекрасный повод полакомиться тем, что созрело в лесах, садах и на полях. Считается, что в эти дни во фруктах, орехах, меде и хлебе сосредоточена вся положительная энергия земли. И обычные, казалось бы, продукты становятся мощнейшим зарядом, который помогает приобрести здоровье, удачу и благополучие.

Дата празднования праздника Ореховый Спас

С давних пор у славян были летние праздники, связанные со жнивой, проводами лета, встречей осени и зимы. С принятием христианства они обрели новое значение, традиции и обряды.

Ореховый или Третий Спас отмечают 29 августа по новому стилю. В этот день была передана нерукотворная икона, которую создал сам Сын Божий, в Константинополь (944 год). Это постоянная дата, каждый год Ореховый Спас празднуется в один и тот же день — 29 августа и в 2015 году, 2016, 2017, 2018, 2019, 2020 и во всех последующих годах.

Умываясь, Иисус обтер лицо полотенцем, где и был запечатлен Его образ. В связи с этим, праздник называют еще Нерукотворным Спасом. Еще одно название – Спас на Холсте. Перед этим праздником люди отмечают Успение, связанное с окончанием сбора хлебного урожая. Ореховый Спас называют также Хлебным Спасом.

Ореховым его называют потому, что к этому дню приходится созревание орехов, начинается их сбор. В этот праздник провожают лето, чествуют осень. Такого размаха, как на празднование Яблочного и Медового Спаса, люди, особенно деревенские, позволить себе не могут – слишком много еще нужно успеть сделать при подготовке к предстоящей осени и зиме. Но найти время на выполнение обрядов и традиций находили всегда.

Традиции на Ореховый Спас

На Третий Спас нужно посетить церковь, посвятить воду, она обретет целебные свойства. Святят также пищу – хлеб, фрукты, овощи.

В старину сбор орехов начинала уважаемая в селении женщина, и только потом в лес отправлялись остальные женщины. Они приносили урожай на заранее расстеленный ковер, а потом устраивали песнопения, танцы. Гуляния, уже вместе с мужчинами, длились до рассвета.

Заготовка орехов – одно из первоочередных занятий для людей в это время. Считается, что чем больше орехов приготовлено на зиму, тем богаче будет урожай пшеницы в будущем году. Поэтому в народе говорят, что под орехи нужно готовить мешки.

На Ореховый Спас принято кушать много орехов. Их можно добавлять в любые блюда, выпечку, готовить из них сладкие десерты. Предварительно их нужно посвятить в храме.

Из орешника принято изготавливать веники для бани – они обладают целительными свойствами. Если кто-то из семьи заболеет в грядущем году, с помощью этих веников можно избавиться от любой хвори. Прежде чем срезать их с дерева, нужно попросить у него прощение. Срезая, нужно произносить молитву (любую), а закончив процедуру, обязательно сказать дереву слова благодарности. Из этих же веток изготавливают талисманы, обереги, амулеты. Сделанный из них крест вешают над входом в жилище, чтобы он защищал его обитателей от плохого глаза, порчи, нечисти. С этой же целью веткой ореха чертят круг вокруг дома.

На Третий Спас крошками испеченного хлеба нужно покормить ласточек. Считается, что они, улетая, встречаются с душами умерших. Накормленная птица передаст послание живых мертвым.

Ореховый Спас во все времена был днем ярмарок. На них продавали не только продукты, но и ткани. Из купленной материи женщины шили одежду для своего самого младшего ребенка. Она приносит здоровье и успех.

Этот праздник – лучший день в году для торговли.

На Хлебный Спас принято святить в церкви разные материалы, вещи, выполненные рукодельницами вручную.

Люди пекут хлеб не только для своей семьи, но и раздают его бедным.

В день праздника нужно обязательно что-нибудь купить – сувенир, вещь, статуэтку и т.д. В противном случае, в следующем году будут финансовые проблемы. Покупка не обязательно должна быть дорогой.

Одна из традиций на Третий Спас – чистка колодцев.

С этого дня перед ужином в старину начинали зажигать лампады и свечи, чтобы не принимать пищу в темноте.

Одни из самых любимых праздников славян - это три Спаса, который выпадают на период Успенского Поста. С чем связаны эти дни и как их отмечают, вы узнаете, прочитав нашу статью.

В течение Успенского Поста отмечается два праздничных дня и один полупраздничный. В честь Спасителя Христа эти дни в народе называют Спасами, а порой это название означает и само время Поста . В древние времена к этим дням было приурочено много традиций и обычаев, а сами праздники — несколько переосмыслены, но и религиозная составляющая всегда играла в них не последнюю роль.

Медовый Спас в 2016 году

Первый из этих трех праздничных дней, Медовый Спас, также назывался Маковеем или Спасом на воде. В церквях в этот день освящали первый собранный мед и воду, что и дало название празднику. Праздник отмечают ежегодно 14 августа, и с этого дня начинается Успенский Пост.

Также в церкви поминают семь мучеников Маккавеев. В народе это название связали с растением мак, которое поспевает к этому дню. Из него готовили из него выпечку и сладости. Чтобы поддержать традиции Спаса в 2016 году, вы можете тоже приготовить постное угощение с маком и медом.

В русской православной традиции этот день назван Происхождением честных древ Животворящего Креста Как повествует Библия, за исповедование христианства был казнен старец Елеазар, а следом за ним не отреклись от веры и его ученики. Их мать Соломонея также оставалась верной христианству. Тогда правящий в то время Антиох Эпифан решил одного за одним замучить и убить братьев на глазах их матери. Но женщина мужественно выдержала этот ужас и даже нашла силы поддержать младшего сына в вере. Когда он, подобно старшим братьям, выдержал все муки и принял мученическую смерть, мать вознесла руки к небу и начала горячо молиться над останками своих детей. Так она и скончалась, в мольбе над ними.

Яблочный спас — когда освящать яблоки в 2016 году

Для крестьян Яблочный Спас был очень важен, так как на него начинали прощаться с летом и собирали первый урожай. До этого дня обычно не ели яблок, которые появились при урожае этого года. А в в сам праздник все, что успела этому времени породить земля, освящалось в церкви, и яблоки — в первую очередь. Нередко яблоки несли на детские могилки или оставляли в церкви. Также пекли яблочные пироги и запекали яблоки в качестве сладостей. Поскольку Успенский Пост к этому времени все еще длился, использовали только постное тесто. Считалось, что ночи теперь становились холоднее. По-другому этот день также называли Второй Спас или Осенины.

Православная Церковь отмечает в это день большой праздник: Преображение Господне . Он всегда выпадает на 19 августа. В Библии описываются следующие события: Иисус предрек, что трое из его учеников успеют при жизни увидеть Царствие Божие. Спустя буквально шесть дней Он с тремя своими самыми близкими учениками, апостолами Петром, Иоанном и Иаковом, поднялся на гору молиться. Там произошли поистине великие события: его лицо просияло, и одежды стали излучать свет. Явились пророки Моисей и Илия, а из облака, которым осенило всех находящихся на горе, послышался голос Бога, назвавший Иисуса возлюбленным сыном и повелевший слушать его.


Хлебный Спас

Последний день из Спасов ежегодно приходится на 29 августа. Иначе его называют Ореховым. В церковной традиции этот день является попразднеством большого праздника Успения Богородицы. Крестьяне выпекали первый хлеб из зерна, собранного в этом году, и продавали холсты. Почитали мученика Диомида, которому молились на избавление от всевозможных недугов, и молились иконе Феодоровской Божией Матери. Начинали сеять озимые, завершали летние полевые работы. С этим праздником связано очень много примет и обычаев , которые живы и по сей день.

Все эти три праздника очень традиционны и потому помогают поддерживать не только духовное начало в человеке, но и связь между многими поколениями. Чтите древние традиции и не забывайте нажимать на кнопки и

09.08.2016 02:05

Последний из трех Спасов всегда Ореховый. Этот праздник включает в себя как религиозные, так и...